«Мониторинг цифровой трансформации бизнеса»
В 2024 году Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ запустил серию дайджестов «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса», в которой знакомит с результатами обследования масштабов, направлений и тенденций цифровизации деловой среды. Авторы проекта поделились с «РБК Трендами» ключевыми выводами из первых пяти выпусков
Эмпирической базой анализа послужили результаты обследования более 4 тыс. организаций из десяти отраслей экономики, проведенного в июне—июле 2023 года в рамках Программы фундаментальных исследований (ПФИ) НИУ ВШЭ и стратегического проекта «Цифровая трансформация» по программе «Приоритет 2030».
Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования
В этой работе рассматриваем, как российский бизнес применяет цифровые решения, какие сферы цифровизуются быстрее, а также что мешает внедрению новых технологий
Авторы: Гульнара Абдрахманова, Тамара Зинина, Евгения Киселева, Елена Нечаева, Павел Рудник, Михаил Фролов
75,7% организаций*
применяют системы автоматизации бизнес-процессов.
37,4% организаций**
отмечают нехватку пакетных цифровых решений для своего бизнеса.
* От общего числа организаций, использующих цифровые технологии.
** От числа организаций, использующих или планирующих использовать цифровые технологии.
Ключевые выводы:
- Для многих организаций внедрение цифровых технологий стало приоритетом еще до пандемии. Относительно давно осваивается цифровое проектирование, автоматизируются бизнес-процессы, развивается интернет вещей. При этом такие технологии, как 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность, стали применяться преимущественно в последние три года.
- Большинство компаний, еще не использующие цифровые решения, планируют начать с искусственного интеллекта и больших данных.
- Чаще всего цифровые технологии внедряют в бизнес-процессах, связанных с производством и разработкой товаров и услуг.
- Уровень цифровизации маркетинга и рекламы в компаниях пока невысок, но именно эти сферы деятельности сильнее всего меняются при внедрении цифровых технологий.
- Основные факторы, сдерживающие внедрение цифровых технологий, — дефицит финансовых ресурсов, отсутствие на рынке релевантных пакетных решений и недостаточность цифровых компетенций сотрудников.
- Отказ от применения технологий, как правило, объясняется отсутствием необходимости в цифровизации.
Использование цифровых технологий по срокам внедрения
% от числа организаций, использующих соответствующую технологию
Перейти к полной версии исследования
Готовность бизнеса к экономике данных
В этом исследовании в рамках «Мониторинга цифровой трансформации бизнеса» изучаем, какими данными пользуется российский бизнес и с помощью каких инструментов он их собирает
Авторы: Гульнара Абдрахманова, Тамара Зинина, Евгения Киселева, Елена Нечаева, Павел Рудник, Михаил Фролов
>50% компаний*
в финансовом секторе, телекоме и IT используют технологии больших данных.
50,5% компаний**
имеют достаточно собственных компетенций в области анализа больших данных.
68,4% компаний**
используют преимущественно собственные вычислительные мощности для хранения и обработки больших данных.
65,6% компаний**
научились извлекать ценность из собираемых больших данных.
* От общего числа обследованных организаций.
** От числа использующих большие данные.
Ключевые выводы:
- Технологии сбора, обработки, анализа больших данных (в том числе предиктивная аналитика) — в числе наиболее распространенных видов цифровых технологий в российских компаниях.
- Объем собираемых данных и интерес бизнеса к ним существенно возросли за последние три года и продолжают увеличиваться.
- И крупные, и малые компании опираются прежде всего на внутренние компетенции и инфраструктуру для работы с большими данными.
- Чаще всего компании внедряют технологии больших данных для оптимизации продаж и производства, хотя сфера их применения существенно зависит от специфики отрасли.
- Лидеры по применению больших данных — крупные сервисные компании телекома, IT и финансового сектора.
- Большинство пользователей больших данных научились извлекать из них ценность и встроили инструменты принятия решений на основе данных в практики менеджмента.
- Бизнес преимущественно использует имеющиеся данные корпоративных информационных систем (о транзакциях, клиентах и т.п.). Интернет вещей еще не получил достаточного распространения.
- Спрос на данные явно опережает предложение: 19,3% пользователей готовы делиться данными, при этом 23,4% готовы приобретать дата-сеты, а 38,6% хотели бы получить доступ к данным государственных структур. Наибольшая заинтересованность в приобретении данных — в телекоме, отрасли IT, финансах, торговле, сельском хозяйстве и на транспорте.
Использование больших данных по размеру организации
% от общего числа обследованных организаций
Перейти к полной версии исследования
Обеспеченность кадрами для цифровой трансформации: оценки бизнеса
В этой работе в рамках «Мониторинга цифровой трансформации бизнеса» мы изучаем, как организации базовых отраслей экономики оценивают уровень своей обеспеченности специалистами по информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)
Авторы: Анна Демьянова, Тамара Зинина, Екатерина Макарова, Святослав Покровский, Павел Рудник
53% организаций
ощущают дефицит ИКТ-специалистов.
89,7% организаций,
столкнувшихся с дефицитом ИКТ-специалистов, принимают меры по его преодолению.
14,3% организаций
отмечают значительный дефицит разработчиков ПО.
62,3% компаний*
учитывают информацию о цифровых навыках при принятии кадровых решений.
* От числа организаций, внедряющих или планирующих внедрять цифровые технологии.
Ключевые выводы:
- Почти треть компаний полностью обеспечены необходимыми ИКТ-специалистами. Более половины отмечают их нехватку, в том числе четверть — значительную, оказывающую негативное влияние на функционирование и развитие организации.
- Отрасли телекоммуникаций и информационных технологий, аккумулирующие наибольшую численность ИКТ-специалистов, испытывают самую острую их нехватку.
- Большинство компаний осознают ценность цифровых компетенций сотрудников, поощряют их развитие и учитывают этот фактор при принятии кадровых решений.
- Сильнее всего ощущается дефицит разработчиков ПО как важнейшей категории ИКТ-специалистов.
- В половине компаний цифровых навыков персонала хватает только для выполнения текущих задач, но недостаточно для освоения новых технологий.
- Отрасли заметно дифференцированы по уровню цифровых навыков работников; самая благополучная ситуация — в финансовом секторе.
- Среди руководителей и высококвалифицированных специалистов проблема нехватки цифровых навыков стоит менее остро, чем среди рабочих и специалистов среднего уровня квалификации.
- Самые популярные способы преодоления дефицита ИКТ-специалистов и цифровых навыков — обучение и аутсорсинг.
Обеспеченность организаций ИКТ-специалистами
% от числа обследованных организаций
Перейти к полной версии исследования
Дистанционная занятость: масштабы распространения в компаниях
Очередное исследование проекта «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» посвящено изучению масштаба и тенденций распространения режима удаленной работы в организациях базовых отраслей экономики
Авторы: Анна Демьянова, Тамара Зинина, Павел Рудник
>60% опрошенных
руководителей организаций отметили положительный эффект от возможности привлечения дистанционных сотрудников из других регионов России и зарубежных стран, треть — от привлечения кадров к проектным работам через цифровые платформы.
58,6% организаций
применяют дистанционный режим работы.
28,9% работодателей
не придают значения местонахождению дистанционного работника. Остальные устанавливают требования к территориальному нахождению сотрудников при выполнении ими своих обязанностей.
Ключевые выводы:
- Дистанционный режим занятости используют свыше половины обследованных организаций. Чем крупнее компания, тем чаще практикуется удаленный формат работы.
- Удаленная работа в большей степени характерна для телекома, IT-отрасли и финансовой сферы. В отраслях, где работа большинства сотрудников связана с управлением машинами, оборудованием и другими производственными активами (в энергетике, ЖКХ, сельском хозяйстве и др.), дистанционный формат ожидаемо распространен в меньшей степени.
- Местонахождение дистанционных работников не имеет значения только для трети работодателей.
- В компаниях, применяющих дистанционный режим занятости, он доступен в среднем для 45% персонала. При этом чаще, чем полностью в дистанционном, сотрудники работают в гибридном режиме (удаленно один или несколько раз в неделю).
- Чаще всего устанавливается требование работы на территории России. Подобная практика наиболее характерна для финансовой сферы, энергетики, телекома и IT-отрасли — областей, в которых работа связана с персональными данными или критической информационной инфраструктурой.
Применение дистанционного режима работы по размеру организаций
% от числа обследованных организаций
Применение дистанционного режима работы по отраслям
% от числа обследованных организаций
Перейти к полной версии исследования
Инсорсинг, коробочные решения и облачные сервисы: тенденции, предпочтения российского бизнеса
В очередном исследовании проекта «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса» рассматриваем основные развилки, с которыми сталкиваются компании при выборе форматов развития и поддержания IT-инфраструктуры
Авторы: Гульнара Абдрахманова, Тамара Зинина, Елена Нечаева, Павел Рудник
58,2% организаций
используют IT-инсорсинг, 23,6% планируют увеличивать использование этого формата разработки.
85,4% компаний
используют коробочные IT-решения, 16,5% планируют увеличивать использование подобных решений.
48% компаний
используют облачную IT-инфраструктуру, 18% планируют увеличивать использование IaaS.
53,3% компаний
используют облачное ПО, 19,2% планируют увеличивать использование SaaS.
Ключевые выводы:
- В последние годы наблюдались разнонаправленные тенденции развития цифровой инфраструктуры компаний: с одной стороны, они наращивали инсорсинг, стремясь сохранить контроль над локальными IT-системами, с другой — переходили на облачные решения там, где это эффективно. Такие тренды, по ожиданиям бизнеса, сохранятся в ближайшие годы.
- Растет популярность облачного ПО (SaaS), что связано с развитием российских решений для оптимизации бизнес-процессов и электронного документооборота. В той или иной мере SaaS использует половина отечественных компаний.
- Спрос бизнеса на российскую облачную IT-инфраструктуру (IaaS) будет усиливаться (особенно в торговле и финансовом секторе). Ключевые факторы: рост объемов обрабатываемых данных, удорожание оборудования для развертывания вычислительных мощностей.
- IT-инсорсинг сегодня используют 58,2% компаний, для каждой пятой он стал доминирующим форматом. 23,6% планируют увеличивать объемы самостоятельной разработки ПО. Подобная практика будет расширяться, особенно в отраслях с наработанными IT-компетенциями и ресурсами — телекоме, финансовом секторе, ретейле, энергетике.
- Большинство компаний (85,4%) используют готовые коробочные (пакетные) решения, у трети они преобладают над кастомизированными. Однако уход западных вендоров с российского рынка заставляет частично отказываться от пакетного ПО.
- Частичное сокращение использования SaaS и IaaS отмечается в отраслях, насыщенных критической инфраструктурой, — энергетике, телекоме, добыче. Вероятнее всего, это связано с тем, что компании стремятся к снижению рисков внезапного отключения от облачных сервисов.
Развилки при выборе форматов развития и поддержания IT-инфраструктуры компании
Перейти к полной версии исследования
Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl