«Мониторинг цифровой трансформации бизнеса»
В 2024 году Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ запустил серию дайджестов «Мониторинг цифровой трансформации бизнеса», в которой знакомит с результатами обследования масштабов, направлений и тенденций цифровизации деловой среды. Авторы проекта поделились с «РБК Трендами» ключевыми выводами из первых пяти выпусков
Эмпирической базой анализа послужили результаты обследования более 4 тыс. организаций из десяти отраслей экономики, проведенного в июне—июле 2023 года в рамках Программы фундаментальных исследований (ПФИ) НИУ ВШЭ и стратегического проекта «Цифровая трансформация» по программе «Приоритет 2030».
Цифровые технологии в бизнесе: практики и барьеры использования
В этой работе рассматриваем, как российский бизнес применяет цифровые решения, какие сферы цифровизуются быстрее, а также что мешает внедрению новых технологий
Авторы: Гульнара Абдрахманова, Тамара Зинина, Евгения Киселева, Елена Нечаева, Павел Рудник, Михаил Фролов
75,7% организаций*
применяют системы автоматизации бизнес-процессов.
37,4% организаций**
отмечают нехватку пакетных цифровых решений для своего бизнеса.
* От общего числа организаций, использующих цифровые технологии.
** От числа организаций, использующих или планирующих использовать цифровые технологии.
Ключевые выводы:
- Для многих организаций внедрение цифровых технологий стало приоритетом еще до пандемии. Относительно давно осваивается цифровое проектирование, автоматизируются бизнес-процессы, развивается интернет вещей. При этом такие технологии, как 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность, стали применяться преимущественно в последние три года.
- Большинство компаний, еще не использующие цифровые решения, планируют начать с искусственного интеллекта и больших данных.
- Чаще всего цифровые технологии внедряют в бизнес-процессах, связанных с производством и разработкой товаров и услуг.
- Уровень цифровизации маркетинга и рекламы в компаниях пока невысок, но именно эти сферы деятельности сильнее всего меняются при внедрении цифровых технологий.
- Основные факторы, сдерживающие внедрение цифровых технологий, — дефицит финансовых ресурсов, отсутствие на рынке релевантных пакетных решений и недостаточность цифровых компетенций сотрудников.
- Отказ от применения технологий, как правило, объясняется отсутствием необходимости в цифровизации.
Использование цифровых технологий по срокам внедрения
% от числа организаций, использующих соответствующую технологию
Перейти к полной версии исследования
Готовность бизнеса к экономике данных
В этом исследовании в рамках «Мониторинга цифровой трансформации бизнеса» изучаем, какими данными пользуется российский бизнес и с помощью каких инструментов он их собирает
Авторы: Гульнара Абдрахманова, Тамара Зинина, Евгения Киселева, Елена Нечаева, Павел Рудник, Михаил Фролов
>50% компаний*
в финансовом секторе, телекоме и IT используют технологии больших данных.
50,5% компаний**
имеют достаточно собственных компетенций в области анализа больших данных.
68,4% компаний**
используют преимущественно собственные вычислительные мощности для хранения и обработки больших данных.
65,6% компаний**
научились извлекать ценность из собираемых больших данных.
* От общего числа обследованных организаций.
** От числа использующих большие данные.
Ключевые выводы:
- Технологии сбора, обработки, анализа больших данных (в том числе предиктивная аналитика) — в числе наиболее распространенных видов цифровых технологий в российских компаниях.