Страны Ближнего Востока будут все больше осознавать свою субъектность

МонокльОбщество

«Ренессанс политического ислама заканчивается»

Страны Ближнего Востока будут все больше осознавать свою субъектность. Но это значит, что у них все сильнее будет звучать именно национальная тематика, национальный интерес

Татьяна Гурова

Вице-президент Российского совета по международным делам Михаил Маргелов. Светлана Постоенко

Каких стратегий придерживаются страны Ближнего Востока в рамках формирования нового многополярного мира. Как и когда может быть завершен конфликт в Красном море? Что может предложить Россия этому региону исходя из своих стратегических интересов? Об этом «Монокль» поговорил с вице-президентом Российского совета по международным делам Михаилом Маргеловым.

— Михаил Витальевич, вы долгое время возглавляли комитет по международным делам Совета Федерации, в котором занимались проблемами глобального Юга. Потом, когда перешли с госслужбы в бизнес, были связаны с этим регионом. Сейчас вы возглавили кафедру в Институте стран Азии и Африки МГУ. Поэтому хочется подробно поговорить с вами о долгосрочных трендах, которые складываются на Юге мира.

Когда концепция многополярного мира стала ведущей, все поначалу казалось просто. Многополярный мир — это мир, где нет одного центра и много стран или групп стран равновесно влияют на глобальную политику. Но эта простота была иллюзией. В деталях по каждому направлению понимания нет: кто там играет, во что, какие стратегии у разных стран.

Конфликт в Красном море для людей, занимающихся экономикой, вдруг открыл тот факт, что существует огромный, имеющий принципиальное логистическое значение регион, политическая судьба которого совершенно непонятна. Так как непонятно, в чьих руках она находится. И кажется, что эта неопределенность сложилась именно сейчас. То есть три–пять лет назад можно было сказать, что судьба Ближнего Востока находится в руках американцев и они так или иначе разруливают ближневосточные отношения.

— Не так все одномерно…

— И поэтому первый вопрос: Красное море, хуситы, американцы и англичане, их подавляющие… Чем это все может закончиться и как быстро? А дальше хотелось бы пройтись по политическим стратегиям основных стран этого региона.

— Давайте отойдем в глубь истории. В свое время французы построили Суэцкий канал, совершив революцию в мировых торговых путях. И на выходе из Красного моря в Баб-эль-Мандебском проливе поставили свою базу. Сейчас мы ее знаем как государство Джибути. Британцы, понимая, что им надо поддерживать баланс с французами, захватили Аден, впоследствии ставший столицей Народно-Демократической Республики Йемен (Южный Йемен), и создали там свою колонию. В результате французы вместе с англичанами, которые имели очень сильные позиции в Египте, контролировали Суэцкий канал, и они же вместе с англичанами контролировали Баб-эль-Мандебский пролив с двух сторон.

Остальной же Йемен, который не попал под британское владычество, чудесным образом так и не стал ничьей колонией. Мы знали его как Северный Йемен, или Йеменская Арабская Республика. Там у власти сначала был имам зейдит. Зейдиты — это секта шиитов, а шииты — меньшинство в мусульманском мире, но активное меньшинство.

Потом, в 1960-х, случилась революция, пришли прогрессивно настроенные офицеры, и во главе Йемена встал танкист Али Абдалла Салех, тоже шиит, зейдит, но более умеренный. И тогда суннитов допустили в экономику, во власть, и возник баланс интересов между шиитами и суннитами. При этом зейдитов — сторонников имама поддавливали. Доподдавлялись до того, что зейдитская радикальная оппозиция консолидировалась вокруг семейства Аль-Хуси. С ними обошлись жестоко, как принято на Востоке, но их последователи сплотились, и потихоньку хуситы стали прибирать страну к рукам. Они опирались и опираются на поддержку Ирана, для которого принципиально важно иметь свои рычаги влияния в этом регионе.

— А почему?

— Иран испокон веков конкурирует с Саудовской Аравией и с Турцией за влияние в исламском мире. И это не просто политика, это нечто большее, более сложное для понимания людьми Запада и даже россиянами, связанное с мировоззрением мусульман, их верой. Две суннитские страны не просто из политических соображений претендуют на то, чтобы стать лидерами в мусульманском мире. Саудовская Аравия указывает: на ее территории находятся две из трех исламских святынь. Турки же никогда не скрывали, что они де-факто возрождают Османскую империю. Мало кто помнит, что одним из первых действий Эрдогана на посту премьера было введение безвизового режима со всеми странами, ранее входившими в Османскую империю.

И понятно, что Иран, который позиционирует себя как главная шиитская держава, достаточно активно ведет себя на той территории, которая традиционно была подконтрольна суннитам. Например, очень окрепли шиитские движения в Ливане благодаря солидарности со стороны Ирана.

— В чем стратегический замысел Ирана? Зачем ему нужно Красное море?

— В мусульманском мире со времен разделения на суннитов и шиитов отношения между ними очень непростые. А Красное море — это ныне один из центров пересечения интересов, с одной стороны, Турции и Саудовской Аравии, а с другой — США, ЕС и азиатских «тигров».

— То есть Иран мыслит себя как…

— Если говорить сугубо о политике, то как глобальная держава.

— Неужели? Пока они довольно небольшие.

— Ну, дело тут, я уже обращал внимание, не совсем в размерах. Иран, естественно, заинтересован в том, чтобы наращивать свое влияние. И иранцы последовательны в том, что они делают. Но и Турция не собирается утрачивать влияние на Ближнем Востоке. Я был свидетелем того, как в Восточном Иерусалиме вывешенные в лавках у торговцев портреты Ясира Арафата в течение десяти лет сменились на портреты Эрдогана. Причем турки сильны своим влиянием не только политическим, но и экономическим. Турецкие строительные компании при господдержке приходят строить туда, где еще не закончилась гражданская война. Например, в той части Ливии, которая подконтрольна триполийскому правительству, главные строители — турки. Турки работают и в Сомали, которое, казалось бы, не вполне легитимно, турки приходят в подсанкционный Судан. У компании Turkish Airlines самое большое покрытие на африканском континенте. С ними мог когда-то соперничать ливийский лоукостер, но после Каддафи, конечно, у ливийцев не те возможности.

— И все-таки разрешится ли конфликт в Красном море и как? Сейчас он уже так сильно обрушил логистику, что трудно вернуться к прежним условиям…

— Сейчас многое будет зависеть от того, ответит или не ответит администрация Байдена на атаку американской базы в Иордании. Если ответит, например, ударами по Ирану, ситуация вообще может выйти из-под контроля.

— А если не ответит?

— У Байдена будут большие проблемы во внутренней политике, республиканцы скажут: «Ты слабый президент».

— А миру что было бы выгоднее? Чтобы он ответил?

— Миру были бы выгоднее мир и стабильность.

— Это понятно. Но ведь если США не ответят, то Иран почувствует свою силу, однако есть ли у него какое-то стратегическое видение выхода из этого конфликта?

— Я не думаю, что у Ирана есть какое-то стратегическое решение. Понятно, что в стратегической перспективе и Саудовская Аравия, и страны Персидского залива опасаются утверждения режима хуситов в Йемене. Потому что во время «арабской весны», в 2011–2012 годах, шииты восстали практически во всех странах, где есть шиитское меньшинство. А оно есть и в Саудовской Аравии, и в Бахрейне, и в Катаре. И их всех задавили достаточно жестоко. Единственная страна, где шииты получили реальный контроль, — Йемен. Саудовская Аравия довольно долго и безуспешно вела открытую войну против хуситов, но сейчас хуситы, возможно из-за собственных просчетов, попали в крайне тяжелую ситуацию. И то, что британцы и американцы стали наносить удары по точкам базирования их ракет, на мой взгляд, говорит о том, что Запад не остановится и рано или поздно будет какая-то наземная операция, повышающая риск большой войны на Ближнем Востоке.

EPA/Yahya Arhab

Мы все помним и войну Ирака против Кувейта, и войну Ирака против Ирана. К сожалению, все войны на Ближнем Востоке — это долго длящиеся, очень кровавые конфликты. Я не прогнозирую в краткосрочной перспективе разрешение ситуации вокруг Красного моря. В том числе из-за возможного осложнения ситуации вокруг Египта. Понятно, что сейчас одна из стран, которые теряют деньги, — Египет. Потому что для египетской казны были очень важны те деньги, которые шли от трафика через Суэцкий канал. И очень бы не хотелось, чтобы это сказалось на внутриэкономической стабильности этой ключевой арабской страны.

— Вы говорите о большой ближневосточной войне. А зачем это Ирану? Он выжил в условиях санкций, начал развиваться. Зачем ему ввязываться в большую войну? Не проще ли отступить? Ну хорошо, Запад еще тут немного похозяйничает…

— К великому сожалению, мы видим на многих примерах, что за вооруженными конфликтами на Востоке часто стоят иррациональные, с точки зрения человека, воспитанного в европейской традиции, объяснения. Власть в Иране имеет свои идеологически значимые особенности. И помимо президента, который, по сути, выполняет роль главы правительства, власть в Иране есть у аятолл. Поэтому в Иране видят мир через призму именно шиитской ветви ислама. В том числе через призму тех испытаний, через которые пришлось пройти шиитской ветви ислама в отношениях как с Западом, так и с суннитами. Поэтому у того, что делает Иран, есть очень серьезное идеологическое обоснование.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Такси. День знаний Такси. День знаний

Остановит ли новый закон рост цен на проезд

Деньги
«Ландшафты мозга. Об удивительных искаженных картах нашего мозга и о том, как они ведут нас по жизни» «Ландшафты мозга. Об удивительных искаженных картах нашего мозга и о том, как они ведут нас по жизни»

Как развиваются зоны мозга, отвечающие за восприятие предметов

N+1
«Макфа» арестована с запасом «Макфа» арестована с запасом

Иск к бенефициарам компании «Макфа» и бывшим госслужащим вызывает недоумение

Монокль
Брендинг и средства индивидуализации, или как сберечь уникальность бренда? Брендинг и средства индивидуализации, или как сберечь уникальность бренда?

Поговорим о средствах индивидуализации, товарных знаках и знаках обслуживания

Наука и техника
Романтика, дружба и развод: самые неожиданные сериалы о любви в ее разных проявлениях Романтика, дружба и развод: самые неожиданные сериалы о любви в ее разных проявлениях

Самые неожиданные сериалы последних лет, которые честно рассказывают о любви

Forbes
«Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами «Наша работа состоит из череды ошибок»: психотерапевт о своих неудачах в работе с клиентами

Как психологи проживают неудачные кейсы и превращают их в точку роста

Psychologies
Тело на шотландском пляже: пугающая история шведки Анни Боржессон, гибель которой запретили расследовать Тело на шотландском пляже: пугающая история шведки Анни Боржессон, гибель которой запретили расследовать

История этой женщины могла бы стать сюжетом для скандинавского детектива

VOICE
«Она нимфоманка»: как стереотипы мешают женщинам проявлять инициативу в сексе «Она нимфоманка»: как стереотипы мешают женщинам проявлять инициативу в сексе

Почему быть женщиной с высоким либидо — это нормально

Forbes
Повреждение нервной ткани при вирусной инфекции объяснили инфильтрацией T-лимфоцитами Повреждение нервной ткани при вирусной инфекции объяснили инфильтрацией T-лимфоцитами

Тяжесть неврологических симптомов лихорадки Зика зависит не от титра вируса

N+1
Как работать с тревогой: инструменты, которые помогут обрести спокойствие Как работать с тревогой: инструменты, которые помогут обрести спокойствие

Какие аспекты осознанности можно использовать для борьбы с тревогой

ТехИнсайдер
Яркие миры Яркие миры

Разноцветные животные планеты

Вокруг света
Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры Жители двух европейских поселений начали выращивать просо около 1300 года до нашей эры

Когда просо начали культивировать на территории современной Центральной Германии

N+1
Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история Все о МКАД: что это за дорога и какая у нее история

Как развивался и что собой представляет сегодня МКАД

РБК
Что значат слова “литерный поезд”: простой ответ на вопрос, мучивший вас с детства Что значат слова “литерный поезд”: простой ответ на вопрос, мучивший вас с детства

Литерные поезда — что это за странный вид транспорта?

ТехИнсайдер
Крах идеала Крах идеала

Что такое красота? Универсальна ли она для всех?

Вокруг света
Брачная история: как сериал «Мистер и миссис Смит» обманывает ожидания зрителей Брачная история: как сериал «Мистер и миссис Смит» обманывает ожидания зрителей

Чего не хватает новому сериалу «Мистер и миссис Смит»

Forbes
«Галиматья»: давайте разбираться, откуда растут ноги у этого слова «Галиматья»: давайте разбираться, откуда растут ноги у этого слова

Мы расскажем о происхождении слова «галиматья»

ТехИнсайдер
Современная космология – точная наука Современная космология – точная наука

Космологии многое предстоит сделать в будущем, но серьезный фундамент уже создан

Знание – сила
Что делают стюардессы, пока пассажиры спят: 5 интересных фактов Что делают стюардессы, пока пассажиры спят: 5 интересных фактов

Что происходит в самолете, когда пассажиры засыпают?

ТехИнсайдер
Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья Как «Рецепт любви» с Жюльет Бинош ищет формулу личного и профессионального счастья

Как романтическая драма утоляет эмоциональный голод

Forbes
«Мейерхольд. Чужой театр»: хроника одного собрания «Мейерхольд. Чужой театр»: хроника одного собрания

Премьера спектакля, посвященного 150-летию Всеволода Мейерхольда

Монокль
Стена из каменного века найдена на дне Балтийского моря. Это старейшее сооружение Европы Стена из каменного века найдена на дне Балтийского моря. Это старейшее сооружение Европы

Стена каменного века обнаружена под водой у балтийского побережья

Inc.
Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей» Антон Андрейчиков: «Мы развиваем не только ребенка, но и его родителей»

История создания студии Platoshka из уст одного из ее основателей

Монокль
Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило? Зачем пиджаку лишние пуговицы, если застегивать можно только на одну? Кто придумал это правило?

Кто придумал правила застегивания пиджака, которое заставляет мужчин краснеть?

ТехИнсайдер
В СССР радиоактивные материалы свободно можно было купить в центре Москвы. История уникального магазина “Изотопы” В СССР радиоактивные материалы свободно можно было купить в центре Москвы. История уникального магазина “Изотопы”

Как в СССР свободно продавали радиоактивные вещества и все, что с ними связано

ТехИнсайдер
TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети TikTok для работодателя: зачем платформа для поиска работы Handshake копирует соцсети

Как приложение Handshake меняет представление о платформах для поиска работы

Forbes
Любовь Аркус — Forbes: «Женщина тащит весь груз, который природа ей предоставляет» Любовь Аркус — Forbes: «Женщина тащит весь груз, который природа ей предоставляет»

Режиссер Любовь Аркус — как честно высказываться в условиях цензуры

Forbes
Женская линия Женская линия

Приглашенных главреда у нас сегодня два. Вернее, две: Юлия и Анна Пересильд

Psychologies
Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души Галерист Марина Лошак: Выход из зоны комфорта — важный этап взросления души

Марина Лошак о глобальном тренде на нишевое неочевидное искусство

СНОБ
Плоский животик. Как избавиться от лишних складок в области талии Плоский животик. Как избавиться от лишних складок в области талии

Подтянутый живот – это не только красиво, но еще и крайне полезно для здоровья

Лиза
Открыть в приложении