Что стоит за модой на никабы в России и нужно ли их запретить

МонокльОбщество

Право на культурный дресс-код

Что стоит за модой на никабы в России и нужно ли их запретить

Елена Горбачева

Фото: DPA/TASS

Осенью 2002 года Россия переживала одни из самых черных дней своей новой истории: ичкерийские террористы под руководством Мовсара Бараева захватили и затем три дня удерживали заложников в Театральном центре на Дубровке в Москве. Из сорока боевиков половину составляли женщины. На многочисленных кадрах, обильно транслируемых телеканалами, «невесты Аллаха» в никабах с чужестранными надписями на ткани стояли позади мужчин в камуфляже, сидели в зале посреди заложников со взрывчаткой, прикрепленной к поясу, а после лежали, раскинув руки и выронив смертельные устройства.

Все последующее десятилетие Россия проведет под знаменем борьбы с невиданной ранее волной терроризма, лицо которого по большей части окажется женским, скрытым черной тканью.

Ту волну Россия пережила. Бандитское подполье в Чечне разгромлено, как было заявлено, в 2021 году. Но к этому времени весь мир познал десятки и сотни новых группировок радикального ислама. Черные знамена под брендом «Исламского государства»* едва не поглотили Ближний Восток. Укутанная с головой женщина вызывала затаенный ужас и едва скрываемое напряжение на улицах во множестве культур и на разных территориях.

Для России даже спустя без малого 22 года, прошедших после теракта на Дубровке, шахидка, обернутая в черные одеяния и с никабом на голове, будет самым выразительным его образом.

Кадры из лагеря Аль-Хол на севере Сирии, где содержатся члены семей боевиков ИГИЛ*, большинство из которых — женщины в черных никабах, стали таким же мощным визуальным символом радикального террора в глазах западного и мусульманского сообществ.

* Упомянутые в статье организации «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Имарат Кавказ» и др. признаны террористическими и экстремистскими и запрещены на территории России.

В итоге в ряде стран начали войну против никабов. Даже консервативная Саудовская Аравия в 2018 году законодательно отменила обязательное ношение в общественных местах никаба, а позже даже традиционного для арабских народов свободного платья, абайи.

В России же эта дискуссия возникла только сейчас. Впрочем, есть давнишний спор о праве на ношение хиджабов в государственных учреждениях, прежде всего учебных. По сей день на федеральном уровне не существует специального закона по этому вопросу, а администрация учебного заведения вправе сама определять внешний вид учащихся.

Если отталкиваться от той дискуссии, то она в основном лежала в религиозных рамках, а сторонники хиджабов обвиняли оппонентов в разжигании исламофобии. Никабы же, в представлении многих религиозных деятелей — что важно — не только из России, — вообще напрямую не связаны с исламом. А главный аргумент их запрета лежит совсем в иной плоскости: безопасности.

Часто тезис звучит и вовсе до предельного просто: «у нас так не принято», и есть некоторые сложности в том, каким образом можно было бы перевести это простое и понятное пожелание на строгий язык законодательства. Вопрос юридической защиты собственной культуры в демократических сообществах вообще решается чрезвычайно тяжело, вплоть до момента, когда, собственно, культура погибает под натиском молодых и агрессивных пришельцев из чуждого мира.

Наконец, все усложняет еще одно обстоятельство: для многих молодых мусульманок и даже не слишком религиозных жительниц Северного Кавказа никаб становится просто модным элементом одежды, а потому инициативы общественных деятелей они воспринимают уже как личную обиду, апеллируя к правам конституционным и просто женским.

Почему на улицах российских городов все чаще можно встретить никаб, откуда пошла эта мода и что об этом думают наши, российские мусульмане?

Теракт на Дубровке в 2002 году унес жизни 130 человек

Запретительные инициативы

Недавнее интервью главы СПЧ Валерия Фадеева «Парламентской газете» широко разлетелось по сети. Корреспондент задавал вопросы по болезненной нынче проблеме миграции, однако в интернете вспыхнула отдельная мысль, которая уместилась буквально в паре предложений: глава СПЧ выразил недоумение по поводу того, что никабы, полностью закрывающие лицо женщинам, запрещены даже в некоторых странах Центральной Азии, а в России — нет. «Я буду обсуждать этот вопрос с представителями традиционного ислама и региональных властей. Но предварительно обозначу свою позицию: считаю, что никабы в России должны быть запрещены», — добавил Фадеев.

Никабы давно ассоциируются у граждан России с терроризмом, причем и в мусульманских регионах, таких как Чечня. Казалось бы, уроки террора мы должны были хорошо выучить, а значит, никаких никабов в стране не могло появиться вовсе. Но они появляются все чаще, причем на улицах европейской части страны.

Возможно, прибывшие из среднеазиатских стран вместе с волной мигрантов, гонимые жесткими законами, включающими запрет на ношение некоторой одежды, подвернутых штанов и определенного вида бород, носители радикальных идеологий перебираются в нашу страну, где не встречают никаких ограничений. Такие проблемы, если долгое время их игнорировать, дадут о себе знать в самый неожиданный и напряженный момент для страны: теракт в концертном зале «Крокус сити-холл» тому яркий пример.

Уже через семь дней после интервью Фадеева в Госдуму был внесен законопроект, который наделял бы субъекты России и отдельные образовательные организации правом определять допустимость ношения в общественных местах либо учебных заведениях религиозной одежды или той, которая полностью или частично скрывает лицо. Автором целого пакета поправок в ряд ныне существующих законов — об образовании, о местном самоуправлении и так далее — стал депутат Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков. «Учитывая текущий высокий уровень террористических угроз (в ряде субъектов РФ введен бессрочный высокий, желтый, уровень террористической опасности), возникает необходимость в ограничении ношения одежды, скрывающей лицо, в общественных местах, поскольку человек с закрытым или частично закрытым лицом не может быть идентифицирован камерами видеонаблюдения», — указал Даванков в пояснительной записке к документу.

Законопроект почти сразу же подвергся критике. Депутат Госдумы от Чеченской Республики Адам Делимханов справедливо напомнил коллеге, что под определение религиозной одежды попадает также традиционный для православия платок, а свобода вероисповедания закреплена в российской Конституции. Даванков, в свою очередь, не менее справедливо напомнил о светском характере образования согласно той же самой Конституции, а также добавил, что этот вопрос ставит перед властью само общество. «Наступил момент, когда запросы к нам по этой теме набрали критическую массу», — написал он в своем телеграм-канале.

Чуть позже с законодательными инициативами выступил еще один депутат Госдумы, Михаил Матвеев. Он намеренно ушел от религиозных споров и предложил внести изменения в КоАП РФ в части установления ответственности за нахождение в общественных местах в виде, не позволяющем идентифицировать личность. «Посмотрю, как прописать в нем Дедов Морозов, которые не должны пострадать, защитить кепки с солнцезащитными очками и так далее, чтобы не создать случайно очередной репрессивный закон вместо закона о нашей безопасности и защите от черных радикалов», — пообещал он.

Откуда взялась мода на никаб

Если бы волна исламистского террора накрыла Россию не двадцать лет назад, а в наши дни, у потенциальных «невест Аллаха» был бы поистине богатый выбор, как и во что одеться. Сегодня сотни магазинов по всей стране и крупнейшие маркетплейсы предлагают своим покупателям химары, хиджабы, джильбабы, абайи и буркини производства Турции, Саудовской Аравии и Сирии. Представлены в коллекциях и никабы, и даже бурки, столь экзотические в наших широтах, причем не только в черном цвете.

Такие магазины можно встретить в регионах компактного проживания мусульман, будь то рынок «Садовод» или окрестности метро «Дубровка» в Москве, Казань или Махачкала. За последние годы сложилась целая индустрия фешен-магазинов мусульманской одежды в определенном стиле, и кажется, что это некое субкультурное направление, рассказал «Моноклю» Ринат Патеев, директор Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан.

«В беседах с нашими специалистами мы пришли к выводу, что появление никабов в современных условиях — это тренд на вполне определенную моду. Причем тренд на закрытие тела, на ношение свободных одежд есть в том числе и на Западе».

Эксперт не склонен думать, будто никаб и черную одежду носят исключительно ваххабитки, салафитки или желающие отправиться в «Исламское государство», но отмечает, что этот тренд действительно распространен в достаточно консервативных религиозных течениях, причем не только в салафитских, но и в суфийских объединениях и встречается во многих мусульманских странах.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Продуманный безумец Продуманный безумец

В Петербурге XIX века встречались порой весьма оригинальные личности

Дилетант
Что такое функциональная тренировка и чем она отличается от силовой Что такое функциональная тренировка и чем она отличается от силовой

Как составить программу функциональной тренировки?

РБК
Новый поворот Новый поворот

Агата Муцениеце о том, как пережила крах своего брака

Cosmopolitan
Исчезнувшая империя, воскресший город Исчезнувшая империя, воскресший город

Располагалась крепость Антония близ северо-западного угла Иерусалимского храма

Знание – сила
Балтийский берег Балтийский берег

Составили идеальную ознакомительную программу по Калининграду и его окрестностям

Лиза
Модель для прогнозирования штормовых приливов, использует ИИ и законы физики Модель для прогнозирования штормовых приливов, использует ИИ и законы физики

Как законы физики помогают в обучении и совершенствовании ИИ-моделей

ТехИнсайдер
Рубль набирает вес Рубль набирает вес

В мае биржевой курс доллара впервые за четыре месяца опустился ниже 90 руб./$

Деньги
Почему у некоторых людей постоянно холодные руки и ноги Почему у некоторых людей постоянно холодные руки и ноги

Холодные руки и ноги могут сигнализировать вам о заболеваниях

ТехИнсайдер
В каком ухе звенит: 17 неожиданных причин тиннитуса В каком ухе звенит: 17 неожиданных причин тиннитуса

Звон в ушах – неприятное явление, но не самостоятельная патология, а симптом

Лиза
Колор и калории Колор и калории

Что и сколько есть, как сохранять фигуру, подскажет принцип триколорного питания

Лиза
Галактика по имени Майя Галактика по имени Майя

Майя Плисецкая — легенда Большого театра, женщина-эпоха

OK!
Проявите документы Проявите документы

Валерий Нистратов: социальные исследования ландшафта

Weekend
«Антон тут рядом» «Антон тут рядом»

10 лет назад Любовь Аркус создала благотворительный фонд «Антон тут рядом»

Собака.ru
Никита Волков Никита Волков

Никиту Волкова мы знали по выдающимся работам в «Бесах» и «Кабаре Брехт»

Собака.ru
Человек состоит из клеток и бактерий. Главные научные новости недели Человек состоит из клеток и бактерий. Главные научные новости недели

Как помогает в лечении кишечный микробиом и атлас клеток спинного мозга?

ТехИнсайдер
Чтобы кишечник работал как часы: 10 незаменимых продуктов для хорошего пищеварения Чтобы кишечник работал как часы: 10 незаменимых продуктов для хорошего пищеварения

Что входит в топ-10 незаменимых для хорошего пищеварения продуктов?

ТехИнсайдер
Как лечить солнечные ожоги? Как лечить солнечные ожоги?

Что делать, если произошел солнечный ожог? Не спешим мазаться сметаной

Psychologies
Малярийный комар: как он выглядит, чем опасен и есть ли в России Малярийный комар: как он выглядит, чем опасен и есть ли в России

Почему малярийные комары в России почти не представляют опасности

РБК
Все, везде и сразу Все, везде и сразу

Как избежать «синдрома упущенного лета» и просто получать от него удовольствие

Grazia
Трезвость и права маори: как новозеландки раньше всех добились права голоса Трезвость и права маори: как новозеландки раньше всех добились права голоса

Три представительницы новозеландского женского движения

Forbes
«Король умер — да здравствует король»: отрывок из книги «Нефть и кровь» «Король умер — да здравствует король»: отрывок из книги «Нефть и кровь»

«Нефть и кровь»: о принце Саудовской Аравии Мухаммеде ибн Салмане

СНОБ
Узнайте, как западные психологи начали управлять людьми! Интересные факты из истории Узнайте, как западные психологи начали управлять людьми! Интересные факты из истории

Как теория психоанализа помогла исследовать потребительское поведение человека

ТехИнсайдер
6 убеждений, которые лишь усугубят вашу травму 6 убеждений, которые лишь усугубят вашу травму

Шесть распространенных неверных убеждений о психологической травме

Psychologies
Роман с роботом: плюсы, минусы, подводные камни Роман с роботом: плюсы, минусы, подводные камни

Насколько безопасно вступать в романтические отношения с роботом?

Forbes
10 кинопсихологов: от худшего к лучшему 10 кинопсихологов: от худшего к лучшему

Соответствуют ли кинопсихологи реальным профессиональным требованиям?

Psychologies
«Она работала в бутике в Бирюлево»: российские ситкомы 2000-х — от худшего к лучшему «Она работала в бутике в Бирюлево»: российские ситкомы 2000-х — от худшего к лучшему

Список из самых популярных ситкомов, вышедших с 2001 по 2010 год

Правила жизни
Пикаповый туз Пикаповый туз

Вожак новых Джаков

Автопилот
Длинноногие иероглифы китаянок Длинноногие иероглифы китаянок

Женской добродетелью в конфуцианском Китае образованность не считалась

Знание – сила
«Вся жизнь сузилась до этих отношений»: история о любовной зависимости «Вся жизнь сузилась до этих отношений»: история о любовной зависимости

Причины зависимых отношений и путь эмоционального взросления в личной истории

Psychologies
Сын народовольца, военный корреспондент, любимец женщин — каким был поэт Арсений Тарковский Сын народовольца, военный корреспондент, любимец женщин — каким был поэт Арсений Тарковский

Зачем Арсений Тарковский участвовал в теракте в 12 лет и как относился к сыну

СНОБ
Открыть в приложении