Ильгиз Фазулзянов: Наши мастера-эмальеры расписывают иконы, а ювелирная эмаль остается на низком уровне
Как придумать кольцо, вдохновившись бокалом от виски, совмещать в одной работе разные техники и школы и зачем ювелиру математика — очередной герой проекта «Индустрия» Ильгиз Фазулзянов рассказал «Снобу» о секретах своего ремесла
Ильгиз Фазулзянов — самый титулованный российский ювелир, мастер по работе с эмалью. Он является дважды обладателем Гран-при международного конкурса International Jewellery DesignExcellence Awards и титула «Чемпион чемпионов», его работы хранятся в Московском Кремле, Алмазном Фонде, музее V&A в Лондоне, музеях Казани, выставляются на мировых аукционах Christie’s и Bonhams. В 2016 году в Музеях Московского Кремля с большим успехом прошла его персональная выставка «Драгоценности, вдохновленные природой» — уникальный случай, когда музей такого уровня организовал ретроспективу произведений ныне живущего мастера. 2024 год оказался богатым на выставочные проекты с участием Фазулзянова. До 28 июля в Большой оранжерее в Петергофе идет персональная выставка «Пробуждение», а в августе ювелирные произведения Ilgiz F. можно будет увидеть в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. «Сноб» поговорил с мастером об искусстве эмали, о том, как смотреть и понимать ювелирные произведения и почему дизайнерам важно выставлять свое творчество не только в витрине магазина, но и в музее.
Давайте начнем с выставок в Петергофе и Петербурге. Судя по всему, это два абсолютно разных проекта?
Да, мы и задумывали их совершенно по-разному. Выставка «Пробуждение» в новом культурно-выставочном пространстве «Большая оранжерея» символизирует переход от зимних холодов к весеннему цветению, момент, когда после долгого сна пробуждается все живое — и в первую очередь цветы. Не случайно мы находимся в Оранжерее, которая была построена Петром I и предназначалась для выращивания модных в то время тюльпанов. Для экспозиции отобрали украшения в виде наших русских полевых цветов: здесь есть одуванчики, васильки, цикорий — и, конечно, тюльпаны.
Впрочем, для меня важен момент пробуждения не только в природе, но и в сознании людей. Я предлагаю концентрировать свое внимание на прекрасных мгновениях, которые мы порой не замечаем.
Совсем другая концепция будет реализована в Музее Фаберже. Центральной темой экспозиции станет трансформация общества, которая раскрывается через образ бабочки. Мы выбрали бабочку, потому что она уже миллионы лет перерождается из гусеницы в куколку, из куколки в бабочку, то есть постоянно меняется. Проект называется «На свет из темноты», ведь любая бабочка, неважно, дневная или ночная, всегда устремляется к свету, даже если понимает, что может погибнуть. Для меня этот полет бабочки сродни пути человека в поисках себя, своего внутреннего света, путешествия в храм своей души. Пространство будет организовано как храм с колоннами-витринами, внутри которых будут парить ювелирные бабочки. По мере продвижения бабочки-насекомые будут преображаться, переживать самые разные метаморфозы. Значит, и сознание воспринимающего человека будет меняться… Об этом трудно рассказать словами. Приходите — и увидите!
С точки зрения ювелирного искусства, что самое сложное в изображении бабочки?
Если мы делаем подобие природной бабочки, то есть пытаемся, по сути, скопировать, ничего сложного нет. Самое важное — придать ей легкость, воздушность. Здесь необходимо только мастерство.
Куда труднее трансформировать бабочку в совершенно другую идею. Например, брошь «Игра с миром»: крыльями бабочки служат драгоценные денежные купюры, выполненные в технике росписи горячей ювелирной эмалью. Для меня это реальное отражение мировой политики, где правят деньги.
Важно ли стороннему зрителю, который смотрит на украшение, понимать его концепцию, или он просто может наслаждаться красотой?
Многие считают, что если в украшении стоит идеальный камень с аккуратной оправой, то это уже ювелирное искусство. С моей точки зрения, задача искусства — нести информацию о текущем моменте и сохранить эту память для будущих поколений. Искусство, в том числе ювелирное, — это след, который должен оставить человек потомкам. В противном случае это мастерски сработанная вещь, лишенная мысли и идеи.