«Пиратское просвещение, или Настоящая Либерталия»
С какой целью малагассийские женщины околдовывали иноземцев
В XVIII веке в Европе распространялись слухи о Либерталии — пиратской республике, основанной на Мадагаскаре, где рабство было упразднено, имущество объявлено общим, а управление осуществлялось на демократических началах. Ученые считают эту историю выдумкой. Однако на острове действительно существовали поселения, где пираты экспериментировали с формами правления и имущественных отношений. В последней1 книге антрополога Дэвида Гребера «Пиратское Просвещение, или Настоящая Либерталия» (издательство «Ад Маргинем Пресс»), переведенной на русский язык Антоном Вознесенским, рассказывается, что на самом деле происходило на северо-восточном побережье Мадагаскара. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о том, как женщины бецимисарака завязывали торговые отношения с пиратами.
1Дэвид Гребер умер 2 сентября 2020 года в возрасте 59 лет.
Женщины-торговцы и магические чары
...Пошли однажды четыре сестры искать счастье...
Малагасийская сказка
Устным преданиям современных бецимисарака сообщить о пиратах почти нечего. Ближе всего из того, что я обнаружил, к описанию их появления с малагасийской точки зрения подходит текст, очевидно обязанный происхождением местной устной традиции, в котором якобы рассказывается о происхождении Рацимилаху. С ним можно ознакомиться в краеведческом музее Лампи в Фенериве-Эст. Имена и даты искажены здесь до полной неузнаваемости2, однако сам текст все же важен.
2В действительности Рахена была матерью Рацимилаху, Матави — его женой; Вавитиана же — погребенная в Таматаве пророчица народа бецимисарака из другой исторической эпохи, не имевшая со всеми ними ничего общего (vid.: Besy A. Les différents appelations de la ville de Tamatave); в 1774 году Рацимилаху давно не было в живых.
Была в то время женщина по имени Вавитиана. Вавитиана была из племени сакалава. Цель у нее была — найти мужа. Вместе с подругой, которую звали Матави, девушки всякий день спускались к морю, чтобы поглазеть на моряков. Найти способ вступить с ними с торговлю было еще одной их целью. Вот чем были озабочены Вавитиана и Матави.
В старые времена жизнь без мужа была тяжела; в обществе таких женщин ни во что не ставили. Потому они и выдумывали способы, как бы привлечь мужчин. Прибегли они к любовным чарам «оди фития». Чары эти люди считали действенными. Так Вавитиана и ее подруга были, наконец, спасены.
Жили подруги не в одном и том же месте: Вавитиана здесь, в этом регионе, а Матави — в краю сакалава. Спустя несколько лет у Матави и ее мужа родился ребенок, которого назвали Ицимилаху. Когда подошел срок, он женился на другой женщине, Рахене, и Ицимилаху стал Рацимилаху. В 1774 году, когда Рацимилаху победил король Ралахайки, он переселился в Вухимасину.
Если по свидетельствам европейцев женщины-малагасийки — сексуальные «дары», поднесенные мужчинами мужчинам, то в этой легенде женщины сами выступают инициаторами действия. Малата появились не потому, что пираты расселились на побережье и взяли жен из местных, а скорее потому, что малагасийки вознамерились искать мужей среди иноземцев; более того чтобы заполучить их, они готовы были прибегать к сильному средству — фанафуди, то есть «снадобью». Снадобье это, как нам предстоит еще увидеть, издавна было хорошо известно на Мадагаскаре как средство не только возбуждать половое влечение, но и подчинить вполне кого-либо своей воле. Практически любые магические средства, направленные на то, чтобы контролировать сознание и поведение других, относятся к области «любовной магии».