Обрести свое «я»
Слухи о национализации «Яндекса» оказались преувеличенными. Ведущая российская хайтек-компания продана почти за полтриллиона рублей независимому консорциуму инвесторов и топ-менеджеров. Корпорация продолжает динамично развиваться в России, однако с точки зрения эффективности новая схема управления выглядит спорной
Буква «я» — последняя в русском алфавите, но в российской хайтек-индустрии она занимает одно из первых мест. Именно этот символ представлен на логотипе компании «Яндекс», годовая выручка которой — около 800 млрд рублей — позволила ей в прошлом году стать лидером среди отечественных ИТ-компаний и войти в топ-60 самых значимых российских предприятий. При этом «Яндекс» долгие годы остается монополистом в сфере услуг, связанных с поиском в интернете, хотя успешно развивает и другие направления бизнеса (но об этом стоит сказать отдельно).
Интернет сегодня неотъемлемая часть многих жизненно важных процессов, отсутствие доступа к Сети критично почти так же, как отключение электричества или воды. Поэтому к «Яндексу», как к важному инфраструктурному объекту, внимание со стороны государства особое. На прошлой неделе, после полутора лет сложных переговоров, наконец была согласована схема передачи управления корпорацией: зарегистрированная в Нидерландах компания Yandex N. V. за 475 млрд рублей продана прописанной в Калининграде международной компании акционерному обществу (МКАО) «Яндекс», акционером которой станет большая группа независимых инвесторов и топ-менеджеров.
Покупка вскладчину
Компания «Яндекс» ведет свою историю с начала 1990-х, когда ее основатель Аркадий Волож написал программу для поиска информации на жестком диске компьютера. Ее назвали «Яндекс» (от англ. yet another indexer — «еще один индексатор»). Через несколько лет утилита превратилась в основную систему поиска в российском интернете, успешно конкурируя с американским Google.
Еще в 2009 году руководство страны заговорило о принципах так называемого цифрового суверенитета, в соответствии с которыми критически значимые цифровые платформы должны работать в российской юрисдикции и по российским законам. Споры вокруг «Яндекса» оказались особенно бурными — в том числе потому, что основатели и руководство компании исторически предпочитали находиться немного в оппозиции государственному курсу, не отказываясь, впрочем, от правительственных преференций, например в борьбе с Google на домашнем рынке.
До последних событий в области геополитики обеим сторонам — государству и акционерам компании — удавалось вести конструктивный диалог. В частности, в 2019 году правительству была передана так называемая золотая акция, которая позволяет блокировать сделки по консолидации в одних руках 10% и более акций предприятия. Но после начала СВО вопрос о будущем хайтек-гиганта вновь встал остро. Уже в марте 2022 года тогдашний генеральный директор «Яндекса» Тигран Худавердян попал в санкционный список ЕС и незамедлительно ушел с руководящей должности. Однако попытка отвлечь внимание от компании не удалась: в июне того же года ограничения наложили на Аркадия Воложа. Последний постарался максимально дистанцироваться от России, переехав в Израиль и публично критикуя операцию на Украине, однако так и остался под санкциями.
Под усиливающимся давлением Запада в ноябре 2022 года было объявлено, что «Яндекс» будет разделен на две части — российскую и иностранную, которая объединит зарубежные активы (см. «Яндекс: умножение делением», «Эксперт» № 49 за 2022 год). Такая схема сейчас часто используется, в том числе для крупных российских ИТ-компаний, работающих на зарубежных рынках. Иностранные бизнесы «Яндекса» прежние собственники решили оставить себе, а вот кто станет новым владельцем российских активов, до самого последнего момента оставалось неизвестным.
Предположений было множество: например, говорили, что компания перейдет в собственность окологосударственных структур, вплоть до национализации. На такую вероятность указывал приход в руководство «Яндекса» в конце 2022 года бывшего главы Счетной палаты Алексея Кудрина, с участием которого велись многие переговоры о будущем компании. Однако крупные госкорпорации, в частности «Газпром» (у которого, впрочем, и так есть значимые цифровые активы), не вступили в борьбу за лакомый кусочек. За последние полтора года наблюдатели составили длинный список потенциальных покупателей, где фигурировали и глава «Интерроса» Владимир Потанин, и основатель «ЛУКойла» Вагит Алекперов. По инсайдерской информации, в переговорах принимали участие также глава «Северстали» Алексей Мордашов и владелец ММК Виктор Рашников. Интерес к приобретению «Яндекса» подтверждал глава ВТБ Андрей Костин — впрочем, позже он начал продвигать идею передачи компании под внешнее управление по примеру финской группы Fortum. К числу вероятных инвесторов причисляли бизнесмена Ивана Таврина, главу Kismet Capital Group и даже Алексея Нечаева, руководителя думской фракции «Новые люди».
Но в итоге собственником корпорации стал консорциум из независимых инвесторов и топ-менеджеров компании. Очевидно, что главная причина выбора такой схемы — попытка смягчить дальнейшее санкционное давление на «Яндекс»: новым владельцам будет легче спрятаться за общим инвестиционным фондом, размыть в публичном поле информацию о своем участии в главной российской хайтек-компании. Развод получился вполне цивилизованным, без битья посуды. Прежние собственники получат за «Яндекс» около 5 млрд долларов: рыночная стоимость предприятия оценивается в 10 млрд, однако, согласно распоряжению президента РФ, продажа активов компаний из недружественных стран внутри России может происходить только с дисконтом в 50%.