«Не Диснейленд, а тематический парк на русских национальных кодах»
Драйвером развития туристической отрасли могло бы стать строительство тематических парков, а не большого числа новых отелей, считает генеральный директор «Риэл Эстейт Консалтинг Групп» Сергей Елисеев
Власти поставили крайне амбициозную задачу сформировать к 2030 году новую индустрию внутреннего туризма. Турпоток должен удвоиться, достигнув, по их мнению, 140 млн туристов в год. Чтобы этого добиться, правительство субсидирует процентную ставку кредитов на строительство новых гостиниц вместительностью более 120 номеров. До 2030 года будет построено 300 тыс. номеров, это примерно треть от уже существующих.
Однако есть и альтернативное мнение. Для развития туриндустрии сегодня актуальнее не строить новые отели, а формировать дополнительный турпоток, чтобы увеличить загрузку и рентабельность существующих гостиниц. Наиболее эффективный инструмент для этого — создание круглогодичных тематических парков, способных привлекать в регионы миллионы туристов и тем самым снижать сезонность туризма.
Что такое тематический парк и какие они бывают? Почему не надо строить парки по иностранным франшизам? И на что можно опереться при создании оригинальных отечественных парков? Об этом и о многом другом мы поговорили с генеральным директором компании «Риэл Эстейт Консалтинг Групп» Сергеем Елисеевым.
— Ваш исходный тезис звучит непривычно: приоритеты в системе господдержки туристической индустрии расставлены неточно. Акцент на субсидирование строительства новых отелей — неправильный вектор. Поясните, пожалуйста, что вы имеете в виду.
— Номерной фонд за последние десять лет рос более высокими темпами, чем туристический поток. Есть суровая статистика: с 2014 года номерной фонд вырос на 60 процентов, до одного миллиона номеров, а турпоток увеличился только в полтора раза. Почему так произошло? С 2011 года действуют различные программы господдержки туризма, все они сконцентрированы на отелях. Хочешь получить господдержку — строй гостиницу. Идея создания номерного фонда имела под собой определенную логику тринадцать лет назад, но актуальна ли она сейчас?
Если спрос растет медленнее, чем предложение, то падают экономические показатели отрасли. Это мы видим: к 2019 году снизилась загрузка и средняя выручка отелей за номер в сутки. Рентабельность отельного бизнеса невысока, и отельеры требуют новых мер поддержки. Но это путь в никуда.
Сами отели не формируют туристический поток, они лишь обслуживают его. От того, что вы построите в городе, не имеющем явного туристического потенциала, десять новых хороших гостиниц, поток туристов в эту локацию не вырастет. Могу привести пример отеля «Азимут-Переславль», который я хорошо знаю. Там 400 номеров в чистом поле, хорошие, качественные номера — и, конечно, низкая загрузка. Массовый турист не путешествует ради того, чтобы пожить в отеле. Он едет в ту или иную местность за впечатлениями.
Мой главный тезис таков: сегодня актуальнее не строить новые отели, а усилить турпоток, чтобы загрузить существующие. Для России сейчас остро стоит вопрос создания рукотворных объектов туристического внимания, способных привлекать сотни тысяч и даже миллион человек в год. Во всем мире эту функцию выполняют тематические парки.
— У черноморских курортов в последние несколько лет все неплохо…
— Я приводил средние цифры по стране, оставляя за скобками черноморские и горнолыжные курорты, а также Москву, которая как столица сама по себе формирует большой турпоток. Был дефицит приморских отелей, и они, конечно, выиграли от закрытия границ. Море и горы сами по себе природные магниты, притягивающие туристов. Но в то же время эти отели сильно страдают от сезонности: на Черном море многие закрываются на зиму — туристов нет. Тематические парки могли бы обеспечить всесезонную загрузку и в этих локациях.
Тематический парк как баланс четырех функций
— При словах «тематический парк» первая мысль — Диснейленд. Какие тематические парки существуют в мире?
— Есть несколько типов. Первый — парки развлечений. К этому типу и относится всем известный Диснейленд. Они выстраиваются вокруг аттракционов. Второй тип — познавательные парки. Здесь акценты сделаны на впечатления от осмотра экспозиций и различного рода шоу. Сюда можно отнести и знаменитый французский парк «Пюи-дю-Фу», принимающий по два с половиной миллиона посетителей в год, и менее известную «Вулканию» в регионе Овернь. В Скандинавии популярны этнографические парки, которые выросли из музеев под открытым небом. К числу наиболее посещаемых познавательных парков научно-технического профиля относится немецкий «Автоштадт», построенный концерном «Фольксваген» в Нижней Саксонии, в городе Вольфсбург. Есть парки дикой природы — ландшафтные загородные зоопарки. Вокруг тематических парков обычно расположены отели.
— Уже существуют многочисленные музеи. Чем они хуже познавательных парков?
— Ничем не хуже. Но тематические парки намного больше по размеру, они сильнее как магниты и способны привлекать туристов из других регионов. У парков и другая экономическая модель. Музей обычно предполагает только одну познавательную функцию. В нем тяжело находиться полный туристический день, потому что у тебя работают одни и те же области головного мозга, человек быстро устает. Один из принципов хорошего тематического парка — баланс четырех функций: развлечение, познание, гастрономия и торговля. Когда человек может переключаться между этими функциями, он не замечает времени и может спокойно и с удовольствием тратить деньги. С точки зрения экономики парка это важно.