Изгибы судьбы
Марианна выросла в детдоме, стала молодой мамой в 16 лет и переехала из уральской деревни в Петербург, работая суррогатной матерью, — психолог Катерина Мурашова продолжает делиться историями из своей практики
Ко мне на прием пришла молодая миловидная женщина — невысокая, крепенькая, с чудесной белозубой улыбкой. Говорила она немного странно: в речи часто возникали паузы, но это отнюдь не было заиканием. Мне показалось, что она просто очень-очень тщательно подбирала нужное слово. При этом в результате, если пауз не учитывать, речь получалась достаточно литературной. Звали женщину Марианной.
— Я уже давно…(пауза), около десяти лет, каждый понедельник, читаю ваши истории на «Снобе», — сказала она. — Они такие… (пауза) занятные. Для меня это чтение стало чем-то вроде… (пауза) примиряющего ритуала.
— Примиряющего? — удивилась я.
— Да, потому что из ваших историй отчетливо видно, какая человеческая жизнь… (пауза) прихотливая. Следовательно, и у меня все получается… (пауза) в пределах нормы.
Вот так звучала речь Марианны. Дальше я в ее рассказ паузы вставлять не буду.
— Мне сейчас нужен совет относительно моего сына Мирона. Я подумала, что именно вы уж ко всяким странностям привыкли и потому нашей истории не очень удивитесь, и, может быть, что-нибудь дельное посоветуете.
— Внимательно слушаю вас, — сказала я.
Мне искренне хотелось ей помочь. Я очень надеялась, что у ее малыша нет какого-нибудь сложного и неизлечимого нарушения развития, но вступление о том, что из-за своего опыта «я не удивлюсь никаким странностям», почти не оставляло мне надежды.
— Сколько лет Мирону?
— В следующем месяце исполнится 18.
Я почувствовала, как от удивления сами собой широко распахиваются мои глаза.
— Мирон — ваш приемный сын?
— Нет, родной, биологический.
— Сколько же вам лет?
— Тридцать четыре.
На вид я дала бы Марианне лет 27–28. Но тридцать четыре для пока семнадцатилетнего сына — это все-таки «в пределах нормы».
— Что Мирон делает сейчас?
— Заканчивает среднюю школу. Собирается поступать в институт. Он хочет быть актером. С детства.
— Интересно. Туда, насколько я знаю, всегда очень большой конкурс.
— Да. Но он надеется и очень усердно готовится к творческому конкурсу. К тому же Мироша с шести лет занимается в разных театральных студиях. Участвовал в спектаклях, играл в кино на Ленфильме в эпизодах…
— То есть у него есть не только призвание, но и неплохое портфолио, — подытожила я, испытывая огромное облегчение.
Сын миловидной Марианны Мироша оказался не безнадежно больным малышом, а целеустремленным и подающим надежды молодым человеком. Иногда ошибаться так приятно… Но с чем же она тогда ко мне? Художественно ориентированный парень увлекся подготовкой к творческому конкурсу и забил на скоро грядущие экзамены? Но это уж никак, ни с какого боку нельзя назвать оригинальной ситуацией…
— А с чем же вы ко мне?
— Для объяснения этого мне придется рассказать вам мою собственную историю. С некоторыми подробностями.
— Что ж, рассказывайте, — вздохнула я, предвидя очередную историю из серии «у меня всегда были сложные отношения с моей матерью и она никогда меня не понимала…». Ну и учитывая, что Марианна забеременела в 16 лет, эти сложности вполне можно предсказать и объяснить.
— Моя мама умерла от рака, когда мне было семь лет, — сообщила Марианна. — И с тех пор и до окончания школы я воспитывалась в детском доме.
— Сочувствую, — сказала я после длинной паузы, мысленно усмехнувшись: заразилась от Марианны, тоже подбираю слова?
— Вы знаете, детдом никогда, с самого начала не был для меня каким-то ужас-ужасом. Дело в том, что мама понимала, к чему все идет. Свой диагноз она знала, у нас не было близких родственников, и правильно меня к этому всему подготовила. Я помню, она говорила мне так: я скоро переселюсь далеко, за радугу, в красивую страну. Тебя я взять с собой не могу, поэтому тебе придется пока жить здесь. Но когда-нибудь потом мы обязательно встретимся, так что ты не скучай и знай, что я всегда за тобой оттуда присматриваю. Здесь тебя тоже не бросят, будут кормить, поить, растить в специальном доме для деток, у которых родители ушли за радугу. Там работают хорошие люди, которые деток любят и специально себе такую работу выбрали. Ты там должна быть благодарной и приветливой, стараться хорошо учиться и всем помогать, и все у тебя будет хорошо.