Есть ли у Европы армия
Чем ниже интерес США к системе европейской безопасности, тем жарче споры о потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия в боевых действиях вне рамок НАТО

Из 27 стран Евросоюза 23 являются членами НАТО, а пресловутая статья 5 Вашингтонского договора, казалось бы, решает все проблемы обороны и Старого, и Нового Света. С другой стороны, из 32 стран — участниц Альянса только США и Канада не имеют отношения к Европе. Будут ли они, находясь по ту сторону океана, напрягаться ради спасения интересов союзников? На состоявшемся в Гааге саммите НАТО Дональд Трамп сделал по этому поводу неоднозначное заявление, поставив под сомнение приверженность принципу коллективной обороны.
А значит, вопрос о европейской безопасности и собственных ресурсах для ее обеспечения имеет практическую плоскость. У идеи создания объединенной евроармии XXI века есть как союзники, так и противники. С другой стороны, эта институция, во-первых, в каком-то виде уже есть, а во-вторых, будучи совсем не на виду, она уже прошла внушительный исторический путь.
История плана Плевена
В 1945 году численность армии США в Старом Свете достигала 1,9 млн человек. Спустя год — 290 тыс. А через семь лет Вашингтон сократил свое военное присутствие в Западной Европе еще в три раза и предложил услуги по перевооружению — раскрученному за годы войны до максимальных оборотов американскому военно-промышленному комплексу требовалась поддержка. Но такой поворот событий, даже с учетом уже созданного НАТО, устраивал не всех. Свой рынок «ближе к телу». Инициатором европейского военного объединения стал Париж.
Практически одновременно с планом министра иностранных дел Франции Робера Шумана по созданию Европейского объединения угля и стали (предшественника ЕС) появился и план премьер-министра Рене Плевена. В результате 27 мая 1952 года Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция и ФРГ подписали Договор о Европейском оборонительном сообществе. Он и предполагал создание объединенных вооруженных сил с финансированием из общего бюджета, общее вооружение и централизованные военные закупки.
Спустя два года четыре из шести подписантов договор ратифицировали. Но у инициаторов сменилось руководство: премьер-министром и министром иностранных дел Франции стал левоцентрист Пьер Мендес-Франс. Он поставил договор на длительную паузу. Французское Национальное собрание вообще не поддерживало восстановление военного потенциала союзников во Второй мировой войне — Италии и Западной Германии, а именно этим странам вкупе с французами отводилась основная роль в обороне Европы.
К тому времени численность войск США в Европе стала резко расти (см. график), и функция коллективной обороны была на несколько десятилетий всецело делегирована Североатлантическому альянсу. В начале 1950-х было создано Европейское командование США, в которое вошли армия (USAREUR), ВВС (USAFE) и ВМС (USNAVGER). Своего пика по численности войск и ресурсов оно достигло в 1980-х годах, затем она пошла на спад. Исторический минимум пришелся на 2017 год. Последовавший за ним разворот (рост на 20 тыс. военнослужащих за пять лет) связан с событиями на Украине.
Идея создания объединенных вооруженных сил Европы вместе с формированием общей оборонной политики возродилась в 1992 году после подписания Маастрихтского договора, учредившего Европейский союз. С этой целью в 2001 году были сформированы высшие органы военного управления ЕС: военный комитет и штаб с необходимыми отделами и управлениями. Все как по нотам, свято место пусто не бывает. Уходят из Европы американцы, и европейцы пытаются выживать самостоятельно.
Лиссабонским договором 2009 года предусмотрен и переход к совместной обороне, но с оговоркой: при единогласном решении Европейского совета. Иначе говоря, когда созреет.
Структура армии ЕС
Примечательно, что военный комитет ЕС выполняет свои функции под общим руководством Верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности. С 1 декабря 2024 года эту должность занимает эстонский политик Кая Каллас. По информации пресс-бюро Службы внешней разведки России, в конце мая ее отстранили от планирования в сфере обороны. В качестве причины названа версия профнепригодности для выполнения таких обязанностей. Ну что ж, вполне логично. Месяцем ранее в интервью испанской газете El Mundo Каллас усомнилась в перспективах создания единой европейской армии. И высказалась о необходимости иметь не одну большую армию на всю Европу, а двадцать семь, но маленьких, как есть.
В состав военного комитета ЕС входят начальники генеральных штабов или главнокомандующие вооруженными силами стран — членов Евросоюза. Советом ЕС назначается его председатель на срок до трех лет из числа представителей высшего командного состава. Ныне эту должность занимает ирландский генерал-лейтенант Шон Клэнси. Интересно, что второй раз подряд она остается за высшим офицером нейтральной страны. Ранее эти обязанности исполнял австрийский генерал Роберт Бригер. Военный штаб с июня 2023 года возглавляет генерал-лейтенант Михель ван дер Лаан из Нидерландов.
В структуре военной организации ЕС, как видно на схеме 1 имеются подразделения по связи и взаимодействию с ООН, НАТО и Африканским союзом, что позволяет судить о направлении деятельности в геополитическом аспекте. Штаб, как известно, мозг любой армии, а все его планы претворяют в жизнь войска и силы, которые, кстати, интегрировались раньше. Так как объединение вооруженных сил в единую армию приняло затяжной характер, Евросоюз пошел по пути постепенного формирования отдельных военных структур: Европейского корпуса (EUROCORPS), Сил быстрого реагирования (EUFOR), авиагруппы (EUROAIRGROUP), морских сил (EUROMARFOR) и командования воздушного транспорта (EATC).
Первенцем стал Еврокорпус, история которого началась в 1989 году с франко-германской бригады в Мюльхайме (ФРГ) численностью 5000 человек. Через три года на ее основе в Страсбурге сформировали штаб корпуса, в состав которого постепенно влились подразделения вооруженных сил Бельгии, Испании, Люксембурга, Польши, Греции, Австрии (вопреки постоянному нейтралитету), Италии, Румынии и Турции (в статусе ассоциированного члена ЕС). Корпус под прикрытием ООН принимал участие в операциях в Боснии и Герцеговине (1998–2000), Косово (2000) и Афганистане (2004–2005, 2012). В 2002 году он сертифицирован в качестве сил повышенной готовности Североатлантического альянса, а в 2016-м — в качестве штаба Боевой группы ЕС (EU Battlegroups, EUBG). С 2015 года принимает участие в учебных миссиях в Мали и Центральноафриканской Республике.
Европейские морские силы появились в 1995 году по итогам Лиссабонской конференции. Основателями стали Франция, Италия, Испания и Португалия. EUROMARFOR не имеют постоянного корабельного состава и могут выполнять задачи под эгидой международных организаций или коалиций на ротационной основе, при согласии военно-политического руководства вышеуказанных стран. Корабли стран ЕС принимали участие в операциях Active Endeavor (НАТО, Средиземное море октябрь–ноябрь 2002 года) по предотвращению контрабанды материалов и для Enduring Freedom (2003–2005) в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане (ISAF).