Петербургские мосты в XVIII веке

Считается, что каждый петербуржец хотя бы раз в своей жизни не попадал домой из-за разведенных мостов через Неву. Действительно, до запуска в 2004 году первой очереди Большого Обуховского («Вантового») моста над Невой не было ни одного неразводного моста. После этого, в 2018 году, появился еще один вантовый мост через Малую Неву — мост Бетанкура, прочно связавший Петроградскую сторону с Васильевским островом. Сегодня острова невской дельты становятся все более крепко связанными между собой. Три века тому назад положение дел было совсем другим.
Страсть основателя Петербурга к воде — известный факт. Мысливший себя примером для своих подданных, Петр в 1710 году повелел жителям «парадиза» ходить по Неве под парусом, нарушителей царского указа ждал штраф. На Фонтанке, напротив своего Летнего дворца, Петр устроил Партикулярную верфь, где строили гражданские суда. Как правило, это были легкие лодки — например, буеры, которые Петр мог раздавать жившим в Петербурге вельможам. Так, в апреле 1718 года царь повелел принять лодки князю Я. Ф. Долгорукову, графу И. А. Мусину-Пушки-ну, Т. Н. Стрешневу, П. М. Апраксину, генералу Я. В. Брюсу и многим другим. Подарок, разумеется, обязывал счастливых владельцев лодок практиковаться в хождении по воде.
Петр очень любил лодочные поездки. Как отмечает в своем дневнике 22 марта 1723 года Фридрих Вильгельм Берхгольц, состоявший камерюнкером в свите голштинского герцога Карла Фридриха, стоило только Неве вскрыться (а в тот год она вскрылась очень рано), как Петр «плавал уже по ней взад и вперед и, как говорили, несказанно радовался, что вода открылась в тот год так рано, что никто не запомнит»1. Желая сделать свою любовь любовью всеобщей, Петр не разрешал наводить через Неву мосты. Поэтому почти все мосты в Петербурге петровских лет строили только через малые реки и каналы.
1. Анисимов Е. В. ITINERA PETRI. Биохроника Петра Великого: день за днем. 1672– 1725 гг. Запись от 22 марта 1723 года. [Электронный ресурс]. URL: https://spb.hse. ru/humart/history/peter/biochronic/244866364? ysclid=m98aasbv1j479298682

Иоанновский – первый мост Петербурга – известен любому, кто приходил в Петропавловскую крепость от нынешнего Александровского парка и станции метро «Горьковская». Он наведен через Кронверкский пролив и соединяет крепость с Петроградской стороной (последнюю в старину ее звали Городовым островом). Иоанновским (по имени стоящего за ним Иоанновского равелина Петропавловской крепости) мост стали называть только в 1887 году. При Петре мост звали Красным, поскольку был выкрашен в красный цвет. Кстати, сохранившийся в городе обычай называть некоторые мосты по цветам (Синий, Красный и Зеленый мосты через Мойку) восходит к петровскому времени. Другое название этого моста – Петровский.
Как и многие петербургские мосты XVIII века, первый Иоанновский мост был плашкоутным. Другое название плашкоутного моста — наплавной; такие мосты строили путем составления плавучих опор (лодок или барок), закрепленных оттяжками или якорями. Поверх барок укладывали настил, по которому ездили и ходили. Вскоре (по приведенным К. В. Малиновским сведениям, в 1704—1705 гг.) вместо него был другой мост, тоже деревянный, но на свайных опорах. Удивительный факт: Иоанновский мост до сих пор остается деревянным мостом на деревянных опорах, однако за три с четвертью века он пережил многие ремонты и реконструкции, последняя из которых завершилась в 2016—2017 годах.
Как показывает М. С. Бунин, первый мост на материковой части Петербурга был построен в 1712 году вблизи Александро-Невской лавры. Сегодня это Лаврский мост № 1, перекинутый через небольшую речку Монастырку (до середины XIX века Монастырку называли Черной речкой). В те же годы от Адмиралтейства до Лавры была пробита Невская першпектива — современный Невский проспект. Он пересекал три реки: Мью (Мойку), Кривушу (совр. канал Грибоедова) и Безымянный Ерик (совр. Фонтанку). Кроме того, в районе современного Московского вокзала (площадь Восстания, бывш. Знаменская) першпектива пересекала Лиговский канал. Для проезда по першпективе были нужны мосты. Один из них построили в 1716 году военные инженеры под командой подполковника Михаила Аничкова. Так в городе появился Аничков мост. Участие военных в строительстве города демонстрирует известный управленческий принцип петровской эпохи, когда офицер считался лучшим администратором. Любопытный факт: перила старого деревянного Аничкова моста были выкрашены в красный цвет.