Как женщины меняют правила игры в e-commerce: от «девочек из маркетинга» до CEO

Когда я только начинала строить e-commerce в крупной розничной сети по продаже обуви и аксессуаров на позиции уровня «CEO минус два», никто не ждал, что у меня получится. Меня не воспринимали всерьез, а онлайн в компании не рассматривался как перспективное направление. Но с тех пор прошло 12 лет и все радикально изменилось. Сегодня онлайн-торговля занимает более 20% всех розничных продаж в нашей стране, а женщины заходят в эту индустрию чаще мужчин.
Мне не было и тридцати, меня считали «девочкой из маркетинга». В 2013 году так называли почти любую женщину, если она не была из бухгалтерии. Даже открыто сказали: «Ты уже третья на этой позиции, текучка». Все думали, что я не справлюсь и компания забудет про интернет-продажи. Поэтому мне пришлось не просто запускать онлайн-магазин с нуля, а еще и убеждать команду, что это вообще нужно.
Пассивное сопротивление
На старте в компании (название, к сожалению, раскрывать не могу) не было ни цифрового каталога, ни фотоархива, ни поразмерного учета (в обуви учет осуществлялся паллетами), ни онлайн остатков в 1С (товары отображались с задержкой в сутки или более). Кроме того, не было CRM-системы, клиентской аналитики, процессов доставки и выдачи через магазины. Даже мотивация продавцов была построена только на розничных KPI, а онлайн воспринимался как конкурент и дополнительная нагрузка.
Я сталкивалась с пассивным сопротивлением, активным недоверием, а местами с откровенной иронией. Трудности возникали не потому, что предложения были слабыми, а потому что они исходили от меня — молодой женщины, у которой слишком много сложных и дорогих идей. Я замечала, как те же самые предложения, озвученные мужчинами, воспринимались иначе — без иронии, с вниманием и доверием. IT-директор компании воспринимал мои инициативы как дополнительную нагрузку: каждое предложение означало, что придется менять процессы, тратить ресурсы и пересобирать то, что, по его мнению, и так работало.
Все ключевые решения приходилось сначала «продавать» внутри компании. Тем не менее благодаря настойчивости и работе с командой нам удалось:
- запустить продающий сайт и мобильное приложение;
- внедрить бонусную программу, синхронизированную с офлайном;