Сопрано
Главный сериал XXI века?

В январе 25-го культовая история об итало-американской семье и ее приятелях отпраздновала свое 26-летие. MT вспоминает, как шоу повлияло на современное телевидение, и приводит пять веских причин в срочном порядке пересмотреть его, а заодно ознакомиться и с вышедшим недавно на HBO Max документальным фильмом о создании “Сопрано”, в котором шоураннер сериала Дэвид Чейз поведал, как конструировал одну из величайших криминальных драм всех времен.
"Сопрано" деконструировал жанр истории про мафиози
Сюжет “Сопрано” на первый взгляд кажется довольно прозаичным — рассказываем на случай, если вы вдруг не смотрели или что-то подзабыли. В центре истории — итало-американец средних лет по имени Тони: в начале повествования он стремительно продвигается по карьерной лестнице банды Нью-Джерси (из капо превращается в главаря), но попутно сталкивается с ворохом проблем. Во-первых, Тони психологически нестабилен и страдает паническими атаками. Во-вторых, у него сложные отношения с несколько абьюзивной (читайте — чокнутой) матерью и женой Кармелой. Впрочем, супруге, родившей ему двоих детей, — Медоу и Эй Джей — он изменяет по собственной воле. Еще у импульсивного Тони есть эгоцентричный и крайне консервативный дядя Джуниор (изначально он выступает боссом семьи), не вполне адекватная сестра и пара карикатурных пособников, мечтающих походить на героев из лент Копполы.
Особенность завязки заключается в том, что, несмотря на все вводные, “Сопрано” напоминает аутентичные мафиозные картины лишь фрагментарно (и часто — чтобы подчеркнуть абсурдность контекста). Фактически сериал начинается с того, как до мозга костей маскулинный Тони обращается к психотерапевту, тщательно скрывая этот факт от друзей и партнеров, потому что они, вероятно, его засмеют. При этом он случайным образом узнает, что властный дядя Джуниор в свободное от криминальных дел время не прочь орально удовлетворить свою подругу. Напоминаем, на дворе 90-е, а в центре действия — серьезные дядьки, которые не гнушаются решать вопросы с позиции силы. В общем, терапия и куннилингус в круг их интересов вписываться как бы не должны.
К тому же, в отличие от кинематографической классики — того же "Крестного отца" или "Однажды в Америке", — "Сопрано" с первых эпизодов высмеивает все жанровые атрибуты. В шоу Чейза мафиози — отнюдь не лощеные головорезы в дизайнерских костюмах-тройках, которые пьют сложносочиненные коктейли на основе виски, спесиво рассуждая о семейных ценностях. Как правило, они не сильно запариваются насчет аутфитов, употребляют то, что окажется под рукой, иногда играют в гольф и почти всегда изменяют женам (по сравнению с эталонными гангстерами из “Славных парней” их вообще можно назвать скуфами). К слову, быт персонажей сериала настолько же комичный и не вписывающийся в стандарты, которые десятилетиями навязывала поп-культура. Убивают мафиози редко: иногда стихийно, порой вынужденно, рэкеты устраивают нечасто, а в остальное время слоняются по Нью-Джерси и решают проблемы, нередко отвлеченные от привычной мафиозной деятельности.