Медитация: путь к настоящему себе
Отказ от анализа, наблюдение за мыслями и эмоциями, пребывание в настоящем моменте… Психолог и преподаватель медитации Ольга Носикова — о том, какие открытия могут принести практики осознанности и как им научиться.
Считается, что медитацию «изобрел» Будда. И называлась она изначально не медитацией, а бхаваной. С языка пали, на котором говорил Будда, это слово переводится как «взращивание». Речь изначально шла о взращивании качеств, которые ведут к конечной цели медитации — просветлению. О культивации в себе доброты, осознанности.
Потом те, кто практиковал медитацию, заметили, что у нее есть «побочные свойства»: мы становимся спокойнее, перестаем бурно реагировать на внешние раздражители. Начинаем по-другому реагировать на мир вокруг. Не злимся, не гневаемся, не печалимся. Медитация ведет еще и к тому, что мы берем на себя ответственность за свои эмоции, чувства, мысли, состояния и становимся психологически более здоровыми, свободными, открываем себя творчеству. Эта духовная практика помогает нам узнать себя настоящих.
Восток и Запад
Есть фундаментальная разница между восточным и западным подходами к излечению души. Я получила психологическое образование, но при этом часто ездила в Азию, изучала опыт Востока. И знаю: там есть чему поучиться.
Что делают на Западе психоаналитики, терапевты? Предлагают рассмотреть проблему со всех сторон, проанализировать детство, поговорить о наболевшем. Проблемы от ума возникают — когда появляются конкуренция, страдание, когда нужно бороться с эмоциями, из чего-то выпутываться. В терапии мы часто слышим такие фразы: «Побороть страх, разрешить себе злиться. Выпустить все, чтобы внутри ничего не осталось, чтобы не было соматических заболеваний».
На Востоке же, если у человека где-то болит, он старается работать над собственной осознанностью. Условно это так звучит: «Понаблюдай, где эта проблема в теле, что она делает. Просто понаблюдай, ничего не делай, следи за дыханием». Детей воспитывают в среде взаимопомощи и сострадания, и впоследствии им не нужна психотерапия. Там другое отношение к жизни, у людей другие задачи. Потому и методы тоже другие.
Конечно, медитация не может заменить личную терапию. Более того, есть состояния, в которых медитацию практиковать нельзя, — к примеру, алкогольное или наркотическое опьянение. На свои медитации я не могу позвать людей с психиатрическими заболеваниями, если они не состоят на учете у врача. Любая медитация немного изменяет состояние сознания, хоть человек и не теряет себя. Если есть отклонения в работе психики или диагноз, медитация может спровоцировать непредсказуемые процессы.