Юрий Быков
Режиссер, создавший множество социально значимых и высокохудожественных фильмов («Жить», «Майор», «Дурак» и др.), а также один социально не очень значимый сериал («Спящие»), открыл нам свой внутренний мир, полный кризисов, поисков и противоречий. Его новый фильм «Завод» примерно о том же!
Названия почти всех твоих фильмов – из одного слова: «Дурак», «Майор», «Метод», теперь вот «Завод». Почему так?
Мне так проще, это концентрация внимания на самой теме.
Тогда расскажи про «Завод». Это производственная драма?
Это скорее маскулинный боевик, и в смысле жанра он максимально встает над действительностью, переходит в условную плоскость. В фильме нет такого, что кислые полубольные рабочие приходят на угрюмый завод. На заводе есть жизнь, она развивается по своим законам, в ней все довольно гармонично. Потом приходят и объявляют, что она прекращается. Это даже не боевик – слишком тривиально. Я бы обозначил этот жанр как былину.
Главный герой твоих фильмов – это маленький человек?
Я считаю, что большинство моих героев – сломленные богатыри. Они мое альтер эго. Я всю жизнь нахожусь в раздражении от того, что мне когда-то сказали: так – хорошо, а так – плохо. Пока ты маленький, тебе нужен Дед Мороз, а потом взрослей и понимай, что нет ни хорошего, ни плохого, все относительно, чудес не бывает. И жить с этим – искусство взросления. Знаешь, я ведь снимаю не мрачное, а детское кино, потому что все мои представления о жизни, герои, конфликты – детские. Во-первых, они архаичные, а во-вторых, это представления ребенка, а не взрослого человека. Хотя большинство населения нашей страны тоже дети.
В этом и проблема, люди делегируют огромную часть своей самостоятельности государству, которое осознанно поддерживает в людях инфантильность.
Скажу тебе честно, я не знаю, осознанно власть это делает или искренне верит в то, что несет на себе некий крест. Я допускаю, что большинство людей у власти циничны и просто пользуются моментом, но топовые фигуры могут искренне считать, что несут на себе крест, ответственность за Отечество.
А тебе самому какую физически тяжелую работу приходилось выполнять?
Было много такой работы. Во-первых, у нас с матерью был огород, который обеспечивал нас едой где-то десять лет. Уже в шесть лет я помогал ей, мы сажали, копали, поливали, окучивали... Картошка, мешки на велосипедах до гаража, навоз, который возили из ближайшей деревни. Трудился на огороде у родственников. В общем, занимался натуральным хозяйством. Затем я долго работал грузчиком. Но был еще и тяжелый духовный труд. Я долго работал клоуном. Точнее, шесть лет работал аниматором в детском клубе.