Роман Каримов
Создатель всенародно любимых малобюджетных комедий рассказал о буйной уфимской молодости, о пользе бокса и о маленьких радостях режиссерской жизни.
Расскажи о своей юности в Уфе. Какие у тебя были увлечения и к какой субкультуре ты принадлежал?
Вся моя жизнь прошла на контрастах. Я родился в бедной семье: папа – сапожник, мама – учительница. Со мной никто не нянчился, с пяти лет я уже бегал за продуктами и заставлял незнакомых сгружать их мне в авоську. При этом я жил в урбанистическом полуторамиллионнике – Уфе, а на каникулы, опять же на контрасте, приезжал в Магнитку, глухую деревню на Урале, где мы с пацанами-босяками ловили сов, душили сусликов, рыбачили... Моим кумиром был двоюродный брат, который учил меня подтягиваться, играть в футбол, знакомил с песнями Цоя и Бутусова. Он неожиданно умер, его застрелили, и это погрузило меня в довольно закрытое ментальное состояние. Я стал больше читать, находиться в одиночестве, смотрел фильмы. Но время от времени вырывался из кокона, старался учиться на отлично, был диджеем, дрался с гопниками, встречался с девушками... Тогда, где-то около 1998–1999 годов, я увлекся электронной музыкой: The Crystal Method, Massive Attack, The Chemical Brothers. Начал диджеить, а потом и играть. В старших классах мы подсели на Rage Against The Machine, Korn, Marilyn Manson – ню-метал и альтернативу, короче. Я любил слушать Incubus, Deftones, затем эмо At the Drive-In, BoySetsFire, Underoath...
А Coal Chamber?
Coal Сhamber – милый треш, который продюсировал Оззи Осборн. Они попадали в поле зрения на раннем этапе. Но как только ты начинаешь разбираться в музыке, ты переходишь на что-то более качественное – вроде, повторюсь, Incubus, Tool, Deftones. Я не помню, чтобы на каком-то альбоме эти группы начинали обсираться и скатываться в поп-культуру, как это происходит с остальными. Под их влиянием я переметнулся от трип-хопа – Portishead, DJ Shadow – к гитарной музыке, мы даже собрали группу, где я пытался петь, играл на гитаре. Но мы играли в основном в гаражах. Даже названия группы я уже не помню, от этого периода ничего не осталось, если не считать, что сейчас я сочиняю музыку для кино... И вот я любил ню-метал и ходил в широких штанах с такими оранжевыми подтяжками, которые болтались на ногах. Я был похож на Зика из фильма «Факультет», которого играл Джош Хартнетт.
Надо думать, Уфа в девяностые – не лучшее место для оранжевых подтяжек…
В восьмом классе произошла значительная для меня история: мне прилюдно дали пощечину. Их было много, и я не стал отвечать – ушел, униженный, при многих свидетелях. Мучась от стыда, я пришел к отцу и попросил его контакты знакомых тренеров по боксу – отец занимался серьезно в молодости. Ну он и говорит: езжай на противоположный конец города, там Рим Валиуллин воспитывает чемпионов Европы. И вот в течение года четыре раза в неделю, тратя три часа на дорогу туда, три часа на тренировку и три – на обратный путь, я ездил в самый неблагополучный район, где меня в секции бокса гондошили точно такие же гопники. Но это уже был спорт, преодоление.