Батальоны просят бамбук!
В истории любого оружия есть не только героические и трагические, но и курьезные вехи. Сегодня мы вспомним такие вехи из истории артиллерии. Мы вообще любим вехи!
«Артиллерия – бог войны». Эта метафора утвердилась как в военном фольклоре времен Великой Отечественной, так и в русском языке вообще. Но при всем уважении к артиллеристам стоит сказать, что на небесный престол их возвели не так уж давно, и сделал это не кто-нибудь, а лично товарищ Сталин. 14–17 апреля 1940 года в Кремле проходило совещание, посвященное подведению итогов закончившейся незадолго до этого Финской войны. На итоговом заседании И. В. Сталин резюмировал: «В современной войне артиллерия – это бог». Но, впрочем, «гений всех времен» лишь четко сформулировал то, о чем военные смутно догадывались еще за сотни лет до его рождения.
Осадные пушки средневековья
Черный порох – смесь серы, угля и калиевой селитры – изобрели в Китае еще на заре нашей эры, но всерьез применять его для выталкивания снаряда из орудийного ствола начали в Европе, куда «огнестрельные идеи» попали через арабские страны. Первые пушки использовали уже в XIII веке для разрушения крепостных стен.
Осадные орудия были огромными и неуклюжими, а лафета с колесами не имели. Многотонный бронзовый ствол укладывался на бревенчатые опоры дулом в сторону крепости, а чтобы не кувыркнулся от отдачи при выстреле, сзади плоская стенка зарядной каморы подпиралась деревянными же кольями и стенками из каменной кладки. Потом д-о-о-лго заряжался: в казенную часть ствола бомбарды вкладывали порох, войлочные пыжи, а в конце закатывали каменное или металлическое ядро. Дальше через специальное запальное отверстие порох поджигали и – бах! Снаряд летел в цель или... не летел. Нередко бывало, что взрывалась сама пушка, убивая свою прислугу. Тут уж как повезет.
Одно из легендарных орудий древности с собственным именем «Базилика» сделал по заказу турецкого султана Мехмеда II венгерский инженер Урбан для осады Константинополя. Гигантское бронзовое чудовище длиной порядка десяти метров, с диаметром ствола порядка 90 см и толщиной его стенок более 20 см весило больше 30 тонн! Чтобы доставить этакого монстра к Константинополю, пришлось построить специальную повозку, в которую впрягли 60 быков, а орудийная прислуга состояла из 700 человек. Кроме того, для транспортировки выровняли дорогу из Адрианополя к Константинополю и укрепили мосты, чтобы они выдержали вес «Базилики» и ее повозки. В начале апреля 1453 года гигантская бомбарда прибыла к Константинополю, и 12 апреля, в будущий День космонавтики, из нее был сделан первый выстрел. В отличие от полета космонавта Юрия Гагарина, дело закончилось плохо для всех его участников. Орудие стреляло полутонными каменными ядрами на расстояние больше километра. Ядра вытачивали на месте из мрамора от разрушенных мусульманскими варварами античных памятников. За день «Базилика» делала всего четыре выстрела, и после каждого из них ствол приходилось охлаждать маслом. Однако неприступная прежде внешняя городская стена пятиметровой толщины была снесена чуть ли не до основания, и город был захвачен султаном с последующей традиционной резней защитников и жителей. Хватило «Базилики» примерно на шесть недель стрельбы. 28 мая 1453 года орудие взорвалась, убив немало турецких артиллеристов и самого Урбана заодно.
Кожаные пушки
Первые пушки годились для осады и обороны крепостей, но были слишком тяжелыми для использования в полевых сражениях, хотя необходимость легкой полевой артиллерии понимали многие военачальники. В те времена воевали в плотном строю: враждующие армии выстраивали полки в полный рост друг против друга на расстоянии всего нескольких сотен метров. Легко представить, что будет, если по такой куче мишеней и с такой дистанции почти в упор выстрелит пушка, да не ядром, а целым снопом пуль – картечью. Сразу выкосит несколько рядов солдат противника! Воевавшая в Италии французская армия в 1494 году впервые попробовала перетаскивать небольшие пушки упряжками вьючных животных и использовать их в полевых сражениях, что стало тактическим открытием для XV века. Французские 3-фунтовые пушки (это не пушка весила 1,36 кг, а ее ядра – именно их весом тогда определялся калибр орудий, а не дюймами или миллиметрами, как сегодня) весили почти по полтонны, их перевозили упряжками из четырех лошадей, так что маневренность таких орудий была весьма условной. Сопровождать свои наступающие войска получалось не слишком хорошо.
В средние века пушки либо отливали из бронзы, либо сваривали кузнечной сваркой из скрепленных обручами железных полос. Оба способа не позволяли добиться высокой прочности: при литье получались раковины в стенках ствола, а сварные стволы легко расходились по швам под давлением пороховых газов. Приходилось увеличивать их прочность за счет толщины и, следовательно, увеличения веса.