Магазин на диване
Скидки, бонусы, специальные акции… Увидев на сайте интернет-магазина что-то притягательное, мы спешим сделать заветный клик. Как нас заставляют тратить больше, чем мы собирались, и как этого избежать?
Для многих из нас покупки в интернете – это способ борьбы со стрессом. «Добавляя вещь в корзину товаров, я наслаждаюсь, у меня появляется ощущение праздника, – признается 34-летняя Вера. – Шопинг в Сети помогает отвлечься от серых будней, и это так просто!» Такая реакция свойственна многим: когда мы обнаруживаем в Сети самое выгодное, как нам кажется, предложение, в организме вырабатывается дофамин – гормон радости, которого иногда так не хватает! Но каковы последствия такого простого способа получить удовольствие?
Слаб и немощен
Прошлогодняя изоляция заставила многих освоить онлайн-шопинг и начать покупать привычные вещи новым способом. Кто-то втянулся и полюбил этот метод, кто-то с удовольствием при первой возможности вернулся в торговые центры. Но трудно отрицать: онлайн-шопинга в нашей жизни стало больше.
Главный его плюс – совершать покупки можно не выходя из дома, практически без отрыва от других дел, что значительно экономит время. В корзине отражается итоговая сумма, и можно прикинуть, что из выбранного заказать сразу, а что оставить на потом. В Сети быстро находятся недостающие размеры, а не понравившиеся после примерки вещи можно вернуть: все как в обычном магазине, и даже проще. Для тех, кто осознанно подходит к расходам и легко контролирует свои желания, онлайн-шопинг – один большой плюс. Но для всех остальных – скорее минус. «Простота покупок в интернете, когда товар можно купить в два клика, играет на наших слабостях, – говорит эксперт по личным финансам, блогер, автор проекта «Девушка с деньгами» Анастасия Веселко. – Стоит подруге выложить ссылку на косметический бренд, как спустя пару минут мы обнаруживаем себя на сайте производителя с корзиной ненужных нам кремов». Нечем заняться вечером? На выручку приходят онлайн-магазины. Сначала мы заходим туда не ради того, чтобы что-то купить, а просто посмотреть, но нас ожидают скидки и бонусы. Кто не захочет получить два товара по цене одного или что-то «в придачу»? «Перечеркнутая цена на всех действует одинаково, – говорит Анастасия Веселко. – В некоторых интернет-магазинах действительно товары дешевле, чем в обычных. Но и здесь может ждать подвох: вы приходите с целью купить кофточку определенного бренда, а уходите не только с ней, но и с корзиной дешевых и ненужных вещей».
В погоне за трендами
Рассылки новостей от магазинов по электронной почте тоже на первый взгляд кажутся безобидными, однако это не так. «Когда мы подписываемся на рассылку онлайн-магазина или аккаунт бренда в социальной сети, начинает казаться, что новые вещи и покупки – это важная часть жизни, что заявленные тренды значимы и без них сейчас никуда, – объясняет Анастасия Веселко. – Это происходит потому, что мы ежедневно видим красивые картинки и моделей в обновках. Соцсети создают ощущение, что эта вещь есть у всех, кроме вас, и с этим надо что-то делать». Избавить от этого малоприятного чувства может вовсе не покупка, а отписка от магазинных рассылок и аккаунтов, засоряющих наше и без того захламленное информационное поле. А если мы захотим купить новый тренч, достаточно зайти на несколько страниц, добавленных в закладки, чтобы познакомиться