Вега с древности привлекает внимание астрономов

Наука и жизньНаука

Эталонная. Главная струна небесной лиры

Кандидат физико-математических наук Алексей Понятов

Созвездие Лиры и его соседи. Летний треугольник. Карта создана с помощью программы Stellarium

Сколько человеческих глаз в бесчисленных поколениях любовались этой яркой синей звездой северного неба! … [Люди] мечтали о собратьях на других мирах и прежде всего на Веге — синем солнце.
Иван Ефремов. Туманность Андромеды

Над головой — немая Вега
Из царства сумрака и снега
Оледенела над землёй.
Александр Блок

Летними и осенними ночами на небе северного полушария, высоко над горизонтом блистает яркая бело-голубая звезда — Вега, с древности привлекавшая внимание астрономов. Она стала первой звездой, до которой методом параллакса было определено расстояние, первой сфотографированной звездой и первой звездой, у которой была получена фотография спектра. Вега долгое время служила эталоном для целого ряда астрономических измерений. Кроме того, с ней связано несколько интересных астрофизических открытий. Всё это дало основание в одной из научных статей назвать Вегу самой важной звездой после Солнца. Так это или не так, но она — одна из самых изученных звёзд, интерес к которой сохраняется и по сей день.

Наша космическая соседка Вега (α Лиры) находится в небольшом, но древнем созвездии Лира, притулившемся между Лебедем и Геркулесом. Ещё с одной стороны расположена голова Дракона. Своим названием созвездие обязано музыкальному инструменту героя древнегреческих мифов, певца Орфея, который очаровал пением и игрой самого Аида. Поскольку остальные звёзды в созвездии Лиры значительно тусклее (из четырёх звёзд, образующих параллелограмм созвездия, лишь две звезды достигают 4-й величины), поиск героини нашего рассказа лучше вести от созвездия Лебедя, чью крестообразную фигуру (Северный Крест) найти гораздо проще. Под правым крылом Лебедя и разместилась Вега.

Обладая почти нулевой звёздной величиной (0,026m), Вега занимает пятое место по яркости среди звёзд всего земного ночного неба и второе в северном полушарии после Арктура (α Волопаса, −0,05m), которому, впрочем, она уступает незначительно. Правда, с территории России также можно, хотя и не всегда, наблюдать самую яркую звезду земного неба — Сириус (α Большого Пса, −1,46m), расположенную в южном полушарии, тогда Вега отступает на почётное третье место. Вместе с двумя расположенными неподалёку яркими звёздами Альтаир (α Орла, 0,77m, 6-я по яркости на северном небе) и Денеб (α Лебедя, 1,25m, 9-я) она образует самый заметный в северном полушарии астеризм Летний (Летне-осенний) треугольник, через который проходит полоса Млечного Пути. Такое название в 1934 году он получил по наилучшему времени для наблюдений. Кстати, в Римской империи день, когда Вега пересекала линию горизонта перед восходом Солнца, считался началом осени. Треугольник почти прямоугольный, причём Вега расположена в вершине прямого угла.

Как Сириус, Альтаир и Арктур, Вега — близкая наша соседка, расстояние до неё всего 25 св. лет. Она — одна из ярчайших звёзд в окрестностях Солнца, на расстояниях до 10 парсек. Вега примерно в 40 раз ярче Солнца (Сириус, кстати, ярче всего в 25 раз, но зато ближе) и при этом в 2,1 раза массивнее и в 2,4—2,8 раза больше нашего светила. Она имеет бело-голубой цвет (спектральный класс A0V) и температуру поверхности 8152—10 060 К (различие температур и размеров на полюсе и экваторе обусловлено быстрым вращением). По космическим меркам Вега не очень крупная звезда, и её сильный видимый блеск связан именно с близостью к нам. Небольшая удалённость позволила астрономам измерить до неё расстояние с помощью параллакса и разглядеть её поверхность. Даже астрономы-любители, наблюдая это голубоватое светило в свои скромных размеров телескопы, могут почувствовать реальность утверждения, что звёзды — это далёкие солнца.

Вега приближается к нам со скоростью около 14 километров в секунду, так что в будущем её блеск ещё возрастёт. Примерно через 210 тысяч лет она станет самой яркой звездой неба и будет ею оставаться на протяжении 270 тысяч лет, а через 264 тысячи лет она приблизится на минимальное расстояние к Земле, 13,2 св. года, и её блеск достигнет максимума в −0,81m.

Любопытно, что где-то через 12 тысяч лет Вега станет Полярной звездой северного полушария, то есть примерно на неё будет направлена ось вращения Земли (Вега будет в 5° от этой точки). Произойдёт это из-за поворота оси вращения Земли, называемого прецессией, при котором её конец описывает окружность с периодом около 25 765 лет. Так что 12 тысяч лет до н. э. Вега уже побывала в этом положении.

Столь примечательную, да ещё и близкую звезду не могли обойти своим вниманием и писатели-фантасты. Как обитаемый мир, она появляется в целом ряде романов, в том числе таких классиков жанра, как Айзек Азимов, Роджер Желязны, Клиффорд Саймак и Роберт Хайнлайн. Сообщение от внеземного разума из системы Веги принимает героиня романа «Контакт» известного астронома Карла Сагана, по которому в 1997 году режиссёр Роберт Земекис снял одноимённый фильм. Однако к правде жизни ближе оказался советский фантаст Иван Ефремов. В его знаменитом романе «Туманность Андромеды», по которому в 1967 году в СССР тоже был снят фильм, к Веге была направлена 34-я звёздная экспедиция на звездолёте «Парус», которая обнаружила лишь четыре безжизненные планеты.

Вега, α Лиры. Фото: Stephen Rahn/Flickr/PD

История ранних исследований Веги

Первые известные попытки измерить расстояние до звёзд относятся к XVI веку, когда под воздействием идей Коперника астрономы поняли, что звёзды подобны Солнцу. Расстояние и угловой размер Солнца они знали. Если предположить, что диаметр звёзд равен солнечному, то, измерив их видимый размер, можно вычислить расстояние до звёзд. Датский астроном Тихо Браге в 1596 году, используя почти восьмиметровую камеру-обскуру, оценил угловой диаметр звёзд с видимой величиной, как у Веги, в 2 угловые минуты. Около 1632 года попытку определить расстояние до Веги предпринял Галилей, получивший 5 угловых секунд (″). Это было в 24 раза меньше, чем у Браге, но всё ещё примерно в 1700 раз больше современного значения 0,0029″. Через полтора века Уильям Гершель получил 0,3553″, но он уже понимал, что это не является реальным размером звезды.

С определением расстояния до Веги с помощью параллакса связана настоящая научная драма. Лишь в 1830-е годы в распоряжении астрономов оказались инструменты, способные произвести очень точные измерения углов, под которыми видны с Земли близкие звёзды, и увидеть изменение этих углов при движении Земли вокруг Солнца. Это позволило вычислить параллакс — угол, под которым со звезды видна большая полуось земной орбиты, а зная её размер, можно вычислить расстояние до этой звезды. В 1835 году директор Дерптской обсерватории (сейчас это город Тарту в Эстонии, а тогда Дерпт входил в состав Российской империи) Василий Яковлевич Струве начал с этой целью наблюдения за Вегой. И в 1837 году он вычислил для неё значение параллакса 0,125″, что очень близко к современному значению 0,129″, полученному в 2007 году астрометрическим спутником Hipparcos. Однако известный математик, астроном и директор Кёнигсбергской обсерватории Фридрих Бессель, с которым Струве состоял в переписке, раскритиковал полученный Струве результат. Из-за этого Струве отказался от первоначальной оценки и после новых подсчётов опубликовал неверную, почти вдвое большую величину параллакса 0,2169″. В итоге Фридрих Бессель, который определил расстояние до звезды 61 Лебедя лишь в 1838 году, но зато правильно, считается первым астрономом, измерившим расстояние до звёзд.

Астрофотография — фотографирование космических объектов — родилась почти сразу после того, как Луи Дагер в 1839 году запатентовал первую работоспособную технологию фотографии, которую он назвал дагеротипией. Она основана на светочувствительности йодистого серебра. Процедура фотографирования была непростой. Сначала фотограф изготавливал заготовку — посеребрённый лист меди. Перед использованием он полировал его до зеркального блеска и обрабатывал парами йода и брома по очереди, которые делали поверхность чувствительной к свету, затем довольно долго экспонировал в камере, после чего химически фиксировал изображение.

Известный физик и астроном Франсуа Араго в том же году представил дагеротипию в докладе во Французской академии наук, указав на её перспективы в фотометрии, спектроскопии и селенографии (изучении лунной поверхности). Правда, на Луну первыми нацелились не профессиональные астрономы (их, видимо, отпугивала сложность процедуры), а любители.

Известно, что первым сфотографировать Луну через телескоп пытался в 1839 году сам Дагер, однако ошибки при наведении на неё телескопа во время длительной выдержки (телескоп приходилось поворачивать вручную вслед за Луной) привели к тому, что фотография спутника Земли выглядела нечётким пятном. Так что слава автора первой подробной фотографии Луны, сделанной в марте 1840 года через 5-дюймовый телескоп (~13 см) в ходе 20-минутной выдержки, досталась врачу, естествоиспытателю, философу, историку, профессору химии Нью-Йоркского университета и просто любителю фотографии Джону Дрейперу. Кому же, как не химику, заниматься фотографическим делом! Стоит заметить, что он достиг немалых высот на этом поприще и считается автором первой чёткой фотографии женского лица (1839). Стала широко известной фотография его сестры, которую он отправил вместе с письмом известному английскому астроному Джону Гершелю в 1840 году. В 1843 году Дрейпер сделал дагеротип солнечного спектра, обнаружив новые инфракрасные и ультрафиолетовые линии.

Мимолётное увлечение Джона Дрейпера астрофотографией имело важные последствия: его сын Генри Дрейпер и внучка Антония Мори стали астрономами. О Генри мы ещё скажем, а Антония вошла в группу первых женщин-астрономов, известную как «гарвардские вычислители». Она совершила несколько открытий и сыграла большую роль в создании спектральной классификации звёзд и каталога Генри Дрейпера. Немного о ней можно прочитать в статье «Время Возничего. Зимнее небо» (см. «Наука и жизнь» № 12, 2020 г.).

Генри Дрейпер в своей обсерватории, у телескопа-рефрактора, на который надето устройство для фотографирования спектров. Фото: Smithsonian Institution, National Museum of American History, Archives Center, Draper Family Collection/PD

Процесс пошёл, но фотографирование звёзд и их спектров было затруднено низкой светочувствительностью фотоматериала. Поэтому неудивительно, что первой удалось сфотографировать именно яркую Вегу, используя 100-секундную выдержку. Произошло это в ночь с 16 на 17 июля 1850 года в обсерватории Гарвардского колледжа. Там в это время стоял 15-дюймовый рефрактор — самый большой телескоп в Северной Америке. Для работы первый директор обсерватории Уильям Бонд привлёк Джона Уиппла, американского изобретателя и одного из первых фотографов. Он не имел отношения к астрономии, зато производил химические вещества, используемые для дагеротипов. Тандем очень успешно действовал несколько лет. О качестве их работы говорит тот факт, что за свои изображения Луны они получили приз за техническое совершенство в фотографии на Всемирной выставке 1851 года в Лондоне.

Но фотографии спектров звёзд у астрономов не выходили. Дело в том, что при их получении свет звезды «размазывался» в полоску и его интенсивность была слишком мала. Более того, полученные спектры были очень мелкими: длиной около сантиметра, а шириной всего около миллиметра. Для получения фотографии удобного для работы размера их необходимо было увеличивать, ещё больше уменьшая интенсивность освещения фотопластинок. А спектры именно в это время приобрели большое значение, поскольку Густав Кирхгоф и Роберт Бунзен в 1858—1860 годах разработали спектральный анализ, позволяющий по наборам спектральных линий определять химический состав излучающего вещества. В последующие годы Кирхгофу удалось идентифицировать около 16 различных химических элементов среди сотен линий, которые он зарегистрировал в спектре Солнца.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Люди людей еши» «Люди людей еши»

Неурожайные года и голод на Руси

Дилетант
Кто этот мощный старик? Кто этот мощный старик?

Как старик сэр Ранульф Файнс покорил “крышу мира”

Men’s Health
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Старение – это естественно, но не нормально

Популярная механика
10 способов понять, что мужчина не настроен серьезно 10 способов понять, что мужчина не настроен серьезно

Вы уже давно встречаетесь, но тебе постоянно кажется: что-то идет не так

Cosmopolitan
Клён? Нет, ликвидамбар Клён? Нет, ликвидамбар

Осенью особенно интересно путешествовать по старинным усадебным паркам

Наука и жизнь
Hyundai Creta. Те же яйца, только свежая партия Hyundai Creta. Те же яйца, только свежая партия

Hyundai Creta — обновленный крепкий кроссовер с невысокой ценой

4x4 Club
«…И недоимку дарю» «…И недоимку дарю»

Последняя железная дорога еще достраивалась, а Савва Мамонтов уже сидел в тюрьме

Дилетант
Мы предупреждали: правдивы ли надписи на упаковках сигарет? Мы предупреждали: правдивы ли надписи на упаковках сигарет?

Но чем обоснованы предупреждения, которые можно прочесть на упаковках сигарет?

Esquire
Смерть бессильного вождя Смерть бессильного вождя

Это был лидер страны, у которого из средств общения осталась только мимика

Дилетант
Поезд с двумя неизвестными Поезд с двумя неизвестными

«Купе номер 6» как финский взгляд на русские 90-е

Weekend
Флаг не по силам Флаг не по силам

Сто лет назад, в сырую осеннюю ночь 24 октября 1922 года...

Дилетант
Разговор Павла Пепперштейна с Кириллом Ивановым — о «Потерянном зеркальце», детских потрясениях и сказках Разговор Павла Пепперштейна с Кириллом Ивановым — о «Потерянном зеркальце», детских потрясениях и сказках

Группа «Самое Большое Простое Число» выпустила сказку «Потерянное зеркальце»

Esquire
Евгения Крюкова: Евгения Крюкова:

Интервью со звездой сериала «Подражатель» Евгенией Крюковой

Караван историй
Игра в прятки Игра в прятки

О чем мечтает утомленный светский интроверт?

Tatler
Неправильный номер и собака на дороге: две истории удивительного знакомства Неправильный номер и собака на дороге: две истории удивительного знакомства

Как отступить от стереотипов общения и сделать шаг навстречу незнакомцу?

Psychologies
Лучшие хорроры 2021 года Лучшие хорроры 2021 года

Список самых любопытных хорроров года 2021 года

Esquire
Одна вокруг света: тысяча неприятностей по дороге в Колумбию Одна вокруг света: тысяча неприятностей по дороге в Колумбию

144-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко и ее собаки

Forbes
«Она постоянно растет и мешает мне жить». Женщина пожаловалась на большую грудь «Она постоянно растет и мешает мне жить». Женщина пожаловалась на большую грудь

Мелисса-Мэй Лита стала недовольна рекордно большим бюстом

Cosmopolitan
Блогер Verona: «Моя уникальность не в лишнем весе» Блогер Verona: «Моя уникальность не в лишнем весе»

Инстаблогера Верону Берникову знают, благодаря ее зажигательным танцам и шуткам

Cosmopolitan
Можно помедленнее? Можно помедленнее?

Slow sex («медленный секс»). Точно стоит попробовать, если есть время и силы

Cosmopolitan
Длиною в жизнь Длиною в жизнь

Жизнь человека как биологического вида конечна?

Grazia
Опять в школу... Опять в школу...

Как правильно мотивировать ребенка и поддерживать у него интерес к учебе?

Лиза
Яичная диета: похудеть, но не закукарекать Яичная диета: похудеть, но не закукарекать

Как безопасно худеть на яйцах?

Cosmopolitan
Частный детектив разоблачила 150 измен и учит распознавать признаки неверности Частный детектив разоблачила 150 измен и учит распознавать признаки неверности

Частный детектив рассказывает о своей работе и о признаках супружеской измены

Psychologies
Круговорот тепла в доме Круговорот тепла в доме

Челябинская компания нашла способ сделать рекуператоры более экономичными

Эксперт
Несезонное предложение Несезонное предложение

Осень в Крыму создана для прогулок и гурмэ-удовольствий

Лиза
Делал дизайн, пока говорил по телефону: история Пола Рэнда, который создал логотипы для IBM и Стива Джобса Делал дизайн, пока говорил по телефону: история Пола Рэнда, который создал логотипы для IBM и Стива Джобса

Пол Рэнд работал арт-директором в Esquire и делал рекламу на азбуке Морзе

VC.RU
Раны планеты: метеоритные кратеры на Земле Раны планеты: метеоритные кратеры на Земле

Земля постоянно подвергается «космическому обстрелу» космическими снарядами

Популярная механика
Стас Круглицкий: «Я не политик, мне нечего волноваться» Стас Круглицкий: «Я не политик, мне нечего волноваться»

Блогер Стас Круглицкий рассказал о том, планирует ли он стать музыкантом

ЖАРА Magazine
Золотая лихорадка Золотая лихорадка

Что такое моделинг в Китае

Vogue
Открыть в приложении