Почему попадание в рейтинги может ничего не говорить о репутации
Рейтинги очень полезны, когда надо быстро разобраться в новом предмете. Главное, как считает ректор РЭШ Рубен Ениколопов — понимать всю ограниченность этого инструмента, не становясь его заложником
В последнее время в России наблюдается бум всевозможных рейтингов. Практически на каждое хайповое прилагательное имеется свой собственный рейтинг — от «инновационного» до «зеленого». Проблема в том, что все они, как правило, являются формальными заменителями практически отсутствующей репутации в соответствующей области.
Белый шум
Если вам надо решить, в какой университет отправить вашего ребенка или стоит ли инвестировать в ту или иную страну или фирму, о которой вы толком и не слышали, то быстрый взгляд на соответствующие рейтинги поможет понять, имеет смысл рассматривать данную опцию или нет. Но для принятия любых серьезных решений изучение рейтингов является лишь первым и очень приблизительным шагом. За ним должен следовать детальный анализ реальных данных и, что самое важное, репутации, которая стоит за всеми формальными цифрами и показателями рейтинга.
Ключевые проблемы, связанные с рейтингами, очень похожи на проблемы, связанные с использованием формальных KPI для оценки сотрудников. Во-первых, вам надо оцифровать зачастую плохо измеримые результаты: где, например, найти градусник для измерения «социальной ответственности бизнеса»? Во-вторых, приходится сводить к одной или нескольким цифрам абсолютно разные и трудно сравнимые показатели: на сколько именно надо увеличить количество публикаций университета, чтобы компенсировать более низкие зарплаты выпускников?