Владимир Познер о Боге, Москве и автомобилях. Большое интервью
Об автомобилях
Владимир Владимирович, что, по-вашему, важнее всего в автомобиле? Дизайн, эргономика, мощность?
Лично для меня - красота. Если машина некрасивая, она не может мне понравиться. Великий Туполев, с которым я был немножко знаком, говорил, что если самолет некрасивый - он не полетит. Я придерживаюсь того же мнения. К сожалению, сегодня большинство марок стали похожи друг на друга. Издали и не отличишь. Вероятно, всему виной глобализация. Есть, конечно, несколько марок, сохранивших своё лицо, в частности Jaguar. Особенно XJ. Сразу можно узнать Porsche… Конечно, для меня имеет значение и эргономика, и мощность машины, насколько она держит дорогу, но прежде всего она должна быть красивой.
А в чём эта красота заключается?
Ну это субъективное представление. Как я уже говорил, по моему мнению, Jaguar красив, но почему - трудный вопрос.
Недавно я беседовал с дизайнером Jaguar, и он утверждал, что понятие красоты вполне конкретно и зависит от пропорций.
Мне кажется, красивая машина должна быть… есть такое английское слово streamline, что можно перевести как «вытянутая». Может быть, даже немного, простите, зализанная. В общем, во внешнем виде должна чувствоваться скорость. Для меня это важно.
Существует порог, выше которого вы не готовы платить за автомобиль? Когда вам кажется, что это слишком?
Если честно, я могу позволить себе почти любую машину. Кроме, пожалуй, гиперкаров типа McLaren. Однако покупать, к примеру, Bentley я бы никогда не стал, потому что, на мой взгляд, цена не соответствует исполнению. То есть я понимаю, когда нужно платить за качество, но если отдаёшь деньги за название, то вот это уже слишком.
Вы часто участвуете в дискуссиях о взаимодействии общества и автомобиля? Кто-то считает, что в городе должно быть минимум личного транспорта, другие - за полную свободу для автомобилистов...
Мне кажется, что жёстко принимать чью-то сторону в этом споре нельзя. Надо искать баланс. Но пока его нет. В любом случае город без машин - это глупость. Метро со всеми задачами не справится, сколько его не развивай. Иногда бывает форс-мажор. Так, например, в Париже недавно бастовали транспортники и метро не работало. Жители пересели на машины, и город мгновенно встал. Московские заторы по сравнению с тем, что я там увидел детский сад. В Лондоне я часто попадал в пробки: там узкие улицы, а машин много, при этом англичане принципиально ничего не перестраивают - сохраняют архитектурный облик. В Токио трёхэтажные дороги в значительной степени разгрузили город, но это дико неприятно живущим рядом людям. Представьте, прямо напротив вашего окна сделают эстакаду!
А в Нью-Йорке меньше пробок, чем в Москве?
Нет, хотя там много подземных стоянок, но они слишком дорогие. Если город большой, в нём автоматически возникают проблемы. В Берлине чувствуешь себя свободнее, но там можно нормально ездить, только потому что людей живёт немного.
О Москве
Место, где мы сидим, этот ресторан - ваш бизнес? По крайней мере так о нём говорят: «Ресторан Познера».
Ресторан больше связан с моим братом. Его, увы, уже нет с нами. Он был доктором наук, изучал средневековый Вьетнам. Наша мама была замечательным кулинаром, приучила нас готовить. Мы шутили, что, может быть, когда-нибудь откроем ресторан. Однажды я пошёл к Юрию Лужкову и попросил его помочь получить место с терпимой арендой, которую мы могли бы выдержать. Мэр помог. Арендовали на 25 лет, прошло 14. Мой брат стал директором, а я просто раз в месяц здесь выступал и, кстати, продолжаю делать это до сих пор. Когда брат умер, я понимал, что я не смогу его заменить, и попросил знакомого ресторатора взять дело в свои руки. Теперь он управляет, а я только получаю процент.
У вас есть любимое место в Москве?
Я очень люблю Патриаршие пруды.
Любите там гулять?
Ну да. Часто. Рано утром я там даже бегаю.
Прохожие узнают?
Если вы публичный человек, вы не только обязаны быть готовы к этому, вы должны быть благодарны за это. Если вас не узнают, значит, что-то не так. Правда, я не прогуливаюсь в часы пик, когда вокруг куча народа.
С чем, по-вашему, связан такой негатив к нынешнему мэру в соцсетях?
В середине XIX века в Париже появился мэр барон Осман. Он снёс, по самым скромным подсчётам, треть старого города и построил много нового. Только после этого Париж стал возникать в рассказах как самый красивый город мира. Сохранять здание, только потому что оно старое - глупость. Должны быть ещё какие-то достоинства, кроме возраста. Я считаю, что нынешний мэр сделал колоссально много. Москва стала намного привлекательнее. У нас же брюзжат постоянно. Если бы мэр ничего не делал, они бы тоже брюзжали. Это такая профессия - всегда быть недовольным.
В Нью-Йорке так же относятся к городским властям?