Люди дороже денег: как торговые центры привлекают посетителей в кризис
Фуд-холлы, спортивные студии, детские центры и банные комплексы — такой набор арендаторов уже не является экзотикой для торговых центров. В борьбе за покупательский трафик владельцы ТРЦ привлекают все больше досуговых концепций, но доходов они почти не приносят, да и с генерацией трафика справляются не всегда
Торговые центры теряют трафик из-за временного или окончательного закрытия магазинов международных брендов и ряда других неблагоприятных обстоятельств, например, бедственного положения киносетей. Ради борьбы за посетителя руководство ТРЦ привлекает все больше арендаторов, которых условно называют «досуговыми»: это общепит, спортивные секции, детские центры, разного рода развлекательные заведения. По словам участников рынка, появление в ТРЦ таких компаний напрямую большой прибыли не приносит, но их присутствие повышает трафик, на котором зарабатывают уже остальные арендаторы, — если, конечно, досуговый оператор выбран правильно.
«Хлеб и зрелища»
«С 2014 года доля досуговой составляющей в концептуальных торговых центрах стремительно растет. С показателей в 7–10% от арендопригодной площади она выросла до средних значений в 15–20%, и тренд на рост этой составляющей имеет ввиду объективных причин и ситуации на рынке ретейла долгосрочный характер», — говорит директор по управлению торговой недвижимостью CORE.XP Дмитрий Костомахин.
«Если коротко — это хлеб и зрелища. Общепит и развлечения, которые доступны для посетителя торгового центра» — так президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко характеризует те компании, которые попадают под определение досуговых арендаторов. Доля таких арендаторов в составе ТРЦ напрямую зависит от размера объекта: чем крупнее торговый комплекс, тем больший процент площадей в нем занимают досуговые концепции, говорят опрошенные эксперты. «Для районных ТЦ доля досуговых зон минимальна — до 5%. Для окружных ТРЦ доля досуговой составляющей варьируется в пределах 10–15%, в мегамоллах досуговые зоны могут достигать 30%», — подсчитала член совета директоров, руководитель департамента стратегического консалтинга IBC Real Estate Юлия Никуличева.
Небольшие «районники» в досуговых арендаторах не очень заинтересованы, уточняют эксперты. «В районных и микрорайонных ТЦ доля развлечения не превышает 5%», — констатирует директор департамента торговых центров Becar Asset Management Алексей Попиков. «Небольшие городские торговые комплексы не очень склонны отдавать площади развлечениям», — добавляет руководитель департамента коммерческой недвижимости компании KNRU Полина Фиофилова. Она тоже оценивает долю досуга в «районниках» в 5%.
«В маленьком ТЦ досуг будет, скорее, негативной составляющей в tenant mix (пул арендаторов. — Forbes), а если это большой торговый центр, который нужно чем-то заполнить, чтобы сформировать трафик, то там этот арендатор нужен, он привнесет позитивную струю», — добавляет директор департамента торговой недвижимости Accent Capital Светлана Кузьмина. Она уточняет, что это не относится к общепиту, который она к досуговым арендаторам не относит.
Люди важнее денег
Основной смысл досуговых концепций состоит не в генерации арендного дохода, а в привлечении трафика, говорят опрошенные участники рынка.
По данным Knight Frank Russia, аренда обходится досуговым арендаторам относительно недорого, исключение составляет общепит. В крупных ТЦ развлекательные центры платят 4000–8000 рублей за квадратный метр в год, или 10–15% от оборота; кинотеатры — до 6000 рублей, или 8–10% от оборота. Для сравнения: ставка аренды точки на фуд-корте составляет 120 000–150 000 рублей за квадратный метр в год, или 10–15% от оборота.
«Размер арендной платы также зависит от конкретного оператора, например, у операторов общепита с максимальным товарооборотом процент от товарооборота ниже, чем у кинотеатров», — уточняет коммерческий директор MALLTECH Мария Дриц.
«Инвестиции, которые необходимо сделать, чтобы открыть кинотеатр, несопоставимы с тем, чтобы организовать точку на фуд-корте. И, конечно, для того, чтобы окупились вложения, затраты на аренду у кинотеатров должны быть ниже», — поясняет эту практику президент Magic Group Александр Перемятов.