Как сексуальная революция сначала освободила женщин, а потом привела к объективации
Благодаря сексуальной революции 1960-х женщины смогли свободно говорить о своих потребностях и желаниях. Но в результате в обществе еще сильнее закрепились патриархальные представления о том, что женщина — это объект для получения удовольствия. Разбираемся, что к этому привело
В 2018 году австралийская писательница Жермен Грир, одна из влиятельных фигур фем-движения 1970-х, назвала разговоры о согласии в сексе нытьем. Движение #MeToo нередко обвиняют в пуританстве и попытках «отменить» достижения сексуальной революции, оказавшей влияние на развитие феминизма. Разбираемся, почему наследие бурных 1960-х давно следовало пересмотреть.
Женщины освобождают тела
Значимую роль в сексуальном освобождении женщин сыграла начавшаяся в 1960-е вторая волна феминизма. Если во время первой волны суфражистки выступали в основном за изменение положения женщин на законодательном уровне (например, за доступ к образованию, избирательные, социальные и другие права), то вторая волна ознаменовалась борьбой против неравенства, встроенного в социальные нормы. На первый план вышли такие вопросы, как дискриминация на рабочем месте, домашнее насилие, и вопросы, связанные с телесностью.
Одним из драйверов сексуальной революции стало изобретение противозачаточных лекарств, говорит программный директор Центра социально-трудовых прав Юлия Островская. Первые комбинированные оральные контрацептивы появились на рынке США в 1960 году. В последующие годы они становятся доступны жительницам Великобритании, Германии и других европейских стран, а также Канады.
Важным феминистским текстом того времени стала книга «Загадка женственности» (The Feminine Mystique) американской писательницы и активистки Бетти Фридан, опубликованная в 1963 году. В ней автор показывала, как навязанные женщинам роли жен и матерей ограничивают их возможности, лишают идентичности и возможности заниматься тем, чего им хочется. И замечала: «Ни одна женщина не получает оргазм от полировки кухонного пола».
Во Франции после майских событий 1968 года сформировалось Движение за освобождение женщин (Mouvement de liberation des femmes, MLF). Сторонники MLF выступали в том числе за то, чтобы у женщин было право самостоятельно распоряжаться своими телами — например, делать аборты. В 1971 году был опубликован «Манифест 343», получивший от журнала Charlie Hebdo название «Манифест 343 шлюх», в котором говорилось: «Во Франции один миллион женщин в год делает аборты. Будучи обреченными на секретность, они делают их в опасных условиях, хотя под медицинским наблюдением это одна из самых простых процедур». В последующие годы аборты декриминализировали в нескольких европейских странах, включая Францию, Западную Германию, Италию, Испанию.
От sex liberation к sexploitation
Изменение отношения общества к теме секса находит отражение в массовой культуре. В 1965 году на должность главного редактора журнала Cosmopolitan пришла Хелен Герли Браун, которая решила превратить его из «журнала для домохозяек» в издание для незамужних карьеристок, которые интересовались модой и занимались сексом ради удовольствия.
Под предлогом сексуальной либерализации в публичное поле выходит порнография. На передовой здесь оказались скандинавские страны. Например, в Дании в 1967 году сняли запрет на продажу порнографических изображений. С 1969 года их могли покупать в том числе подростки с 16 лет. В Швеции порнографию декриминализовали в 1971 году. В США в конце 1960-х годов в прокат выходит первый фильм «для взрослых» «Грустное кино» (Blue Movie) режиссера Энди Уорхола. Позднее на больших экранах начинают показывать еще один эротический фильм — «Мона: девственница-нимфетка» (Mona: The Virgin Nymph), а потом и «Глубокую глотку» (Deep Throat).
Заметную роль в развитии порнографической индустрии сыграл журнал Playboy, первый выпуск которого вышел в США в 1953 году. В 1960-м его издатель Хью Хефнер открыл первый Playboy Club в Чикаго, где посетителей обслуживали приветливые девушки в откровенных костюмах. Заведение стало пользоваться такой популярностью, что вскоре клубы начали появляться и в других городах.