Полоса препятствий
Кризис отношений, увольнение, серьезная болезнь, проблемы с жильем… Трудности делают нас уязвимыми, но они же могут помочь по-новому взглянуть на себя. Обнаружить собственные слабости и даже стать сильнее.
Каждый день на нас обрушивается лавина плохих новостей, которые подпитывают чувство небезопасности, и без того знакомое слишком многим. Если партнер меня покинет, мне грозит одиночество; если я потеряю работу, окажусь на улице; если я заболею, стану изгоем в нормальном мире здоровых людей…
Временно беспомощные
События такого рода грозят нам бессилием. «В моменты тяжелых испытаний, особенно неожиданных, мы теряем ориентиры, а выработанные нами механизмы адаптации к миру дают сбой, – объясняет системный семейный психотерапевт Варвара Сидорова. – В этом смысле мы возвращаемся в состояние детской беспомощности». Мы становимся слабыми и зависимыми от других, и нам требуется время, чтобы приспособиться к новым обстоятельствам и взять жизнь в свои руки. Для этого мы должны обдумать произошедшее, переосмыслить и провести ревизию собственной жизни. Перед лицом испытаний мы задаем себе одни и те же вопросы: что у меня осталось? Кто будет рядом со мной? Чего я стою теперь, когда мне придется отказаться от человека, с которым я собирался прожить свою жизнь, когда начальник дал мне отставку, когда тело меня больше не слушается? Наш внутренний мир страдает, прежний образ «Я» ставится под сомнение. Мы обнаруживаем свою уязвимость, но можем также открыть в себе силы, о которых не подозревали.
Не судьба?
Чтобы справиться с проблемой, полезно для начала оценить ее размеры, считает психоаналитик Оливье Дувиль (Olivier Douville): «Увольнение – трудность не такого масштаба, как разрыв с любимым, хотя и то и другое заставляет нас испытывать одиночество и ранит самолюбие». Он также рекомендует избегать обобщений вроде этого: «меня бросили, уволили или я серьезно заболел – это судьба, я это заслужил, потому что я хуже других». В каждом из нас есть доля мазохизма и желание причинить себе боль, но не стоит заниматься самобичеванием: так мы лишаем себя сил, которые нам еще понадобятся. Другое дело, если мы говорим «не судьба», имея в виду – «эта судьба была не моя, я буду искать другую». Это не покорность, а наш выбор: его мы делаем, например, когда нужно проститься с целями, которые стали для нас недостижимыми. 28-летний Егор вспоминает, как ему пришлось отказаться от спортивной карьеры: «Я хотел стать бегуном, в школьные годы побеждал на городских соревнованиях. Но в седьмом классе сломал лодыжку, из-за неудачной операции несколько раз за год попадал в больницу, и с бегом было покончено. После школы я не знал, что делать дальше». История 53-летней Анны, на первый взгляд, другая – ее уволили с должности директора крупной компании. Вот как она описывает это: «У меня было столько планов, проектов – и в одночасье все это оказалось ненужным. Я была полностью выбита из колеи, мне казалось, что вся жизнь пошла прахом». Трудно расстаться с тем образом будущего, который мы для себя построили. «Мы переживаем горе, когда что-то теряем: близкого, работу, свои надежды, – объясняет Варвара Сидорова. – Начальный этап этого переживания состоит в том, чтобы признать, что утрата произошла. Горе – продолжительный процесс, и только после его завершения мы сможем обнаружить новые возможности». Несмотря на различие в историях Егора и Анны, в них есть общее: обоим пришлось заново искать свой путь. Сейчас Егор оканчивает Минский радиотехнический институт. Анна еще не решила, что будет делать: «Я размышляю о создании собственной фирмы и о преподавании.