Лидеры едят последними
Как создать команду мечты
Среди вдохновивших его классических работ по самосовершенствованию Саймон Синек называет такие книги, как «7 навыков высокоэффективных людей» Стивена Кови и «Кто украл мой сыр?» Спенсера Джонсона. Также Саймона Синека вдохновляли авторы работ по поведенческой экономике, такие как Малкольм Гладуэлл, Стивен Левитт, Стивен Дабнер и Нассим Талеб.
Книга «Лидеры едят последними», которую сам автор характеризует, как «полемику» против статус-кво теории лидерства, написана в оригинальном и самобытном стиле Саймона Синека. В ней он сосредотачивается на отдельных людях, которые либо олицетворяют идеал руководителя (в его представлении), либо, наоборот, являются примером того, как не следует обращаться с сотрудниками.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Лидеры едят последними» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Лидер – это тот, кто должен вести за собой сотрудников, вдохновлять их собственным примером на новые свершения и проявлять строгость и непоколебимость там, где того требуют обстоятельства. Но много ли вы встречали настоящих лидеров, тех, кто действительно олицетворяет собой понятие лидерства, а не тех, кто лишь пытается таковым казаться (и откровенно плохо справляется с данной задачей)? Саймон Синек встречал на своем пути и тех, и других. В своей книге «Лидеры едят последними» он изложил все накопившиеся наблюдения о том, что означает быть хорошим руководителем для своих сотрудников и при этом приносить бизнесу значительную прибыль.
Лидеры должны ставить служение своим сотрудникам выше прибыли компании или собственных интересов. Хорошие модели лидерства напоминают дружную семью.
Настоящие лидеры, пишет Саймон Синек, готовы поступиться деньгами или собственной выгодой ради пользы своих последователей. Одна из моделей таких отношений подразумевает лидера, который ведет себя как родитель. Хорошая мать или отец не станут жертвовать ребенком ради личных интересов и возьмут на себя ответственность за безопасность своих детей.
Верный способ определить, сложились ли между сотрудниками и компанией родственные отношения, – анализ оплаты отпуска по семейным обстоятельствам. Соединенные Штаты, в отличие от многих развитых стран, имеют ограниченные возможности для оплаты отпуска по случаю важных семейных событий, таких как рождение или усыновление ребенка. Когда компании не предлагают дополнительный оплачиваемый отпуск в таких обстоятельствах, люди вынуждены возвращаться на работу как можно скорее, оставив ребенка с другим членом семьи (или няней) или устроив его в ясли. Разрешение сотрудникам посвящать достаточное количество времени своим семьям является одним из способов уменьшить стресс на рабочем месте, создать баланс между карьерой и личной жизнью и дать людям ощущение стабильности, понимание того, что их работа в безопасности, даже если у них появляются обязательства вне офиса. Лидер, который ценит теплые межличностные отношения и бескорыстность, ставит спокойствие сотрудников выше дополнительных человеко-часов. Соответственно, такой руководитель обеспечивает своим подчиненным надлежащий отпуск по семейным обстоятельствам в жизненно важные моменты.
Хороший руководитель лично взаимодействует с сотрудниками, дает им четкое представление о том, с кем они работают, вкладывает в них энергию и время.
У руководителя компании может возникнуть соблазн думать о сотрудниках как о цифрах, потому что именно цифрами измеряются многие бизнес-процессы. По той же причине личное взаимодействие лидеров с подчиненными нередко бывает затруднено. Руководители, думающие о персонале как об абстрактных единицах, наверняка, не осознают губительного влияния плохого обращения на сотрудников и культуру компании. Избежать такого видения своих подчиненных можно, вступая с ними в межличностные отношения и открыто показывая, с кем они работают. Лидеры должны вкладывать время и энергию, чтобы завоевать доверие людей, но им следует быть терпеливыми с сотрудниками, потому что доверие рождается не сразу. Реже всего абстрактное представление о персонале встречается в небольших компаниях, так как в них все знакомы между собой.
С 1999 года компания Goldman Sachs Group, Inc является примером того, как не следует относиться к сотрудникам, хотя последние события указывают на то, что компания, вероятно, снижает свою абстрагированность в отношении персонала. Начиная с 1990-х годов Goldman компенсирует свои убытки сокращением численности работников. Например, в июле 2016 года было уволено 1700 человек. Такая практика побуждает персонал считать свою работу нестабильной.
В мае 2016 года Goldman объявил о прекращении использования оценки эффективности сотрудников и замене ее системой непрерывной обратной связи, которая позволит постоянно быть в контакте с персоналом. Таким образом, Goldman последовал примеру многих других компаний, которые отказываются от стандартных методов оценки производительности в пользу систем, обеспечивающих более индивидуальный подход и стимулирующих вовлеченность людей в рабочий процесс. Традиционная экспертиза эффективности проводится менеджерами, которые присуждают работникам количественные оценки в разрезе тех или иных показателей и хранят эту информацию для ежегодного анализа. Такая практика в значительной степени способствует абстрагированию руководства от сотрудников, в противовес личной встрече, когда менеджер инвестирует в подчиненного свои время и энергию. Для достижения наибольшей эффективности, личные встречи следует проводить постоянно и на протяжении длительного времени, желательно – в небольших группах.
Хорошие руководители включают всех сотрудников в «круг безопасности», где они чувствуют себя защищенными. Сотрудники расширяют границы этого круга, включая туда клиентов.
В типичных корпоративных бюрократиях лидеры оберегают только тех людей, которые их поддерживают. Однако, хороший руководитель защищает всех, поэтому никто из сотрудников не боится внезапно потерять работу. Когда сотрудники вашей компании чувствуют себя защищенными, они, в свою очередь, доносят это ощущение безопасности до клиентов.
Круг безопасности крайне важен в профессиях, связанных со спасением человеческих жизней, например, в пожаротушении или хирургии. Если хирург не включает своих ассистентов в круг безопасности, в команде создается напряженная обстановка, что может привести к ошибкам. Например, ассистенту не ясна инструкция хирурга, но он боится попросить разъяснений. Очевидно, что это может стать причиной катастрофы – в результате все может закончиться смертью пациента и фатальными карьерными последствиями. Точно так же, если пожарный врывается в задымленное горящее здание, чтобы спасти семью из пяти человек, застрявших на пятом этаже, он будет рассчитывать, что другие члены его команды последуют за ним, чтобы подстраховать. Если у коллег этого пожарного есть причины не доверять ему – например, потому, что он никогда не хвалит их за сделанную работу или потому, что он берет на себя ненужный риск, чтобы выслужиться перед шефом, – в трудную минуту сослуживцы могут не захотеть подвергать себя опасности ради него. Но даже в ситуациях, не связанных с жизнью или смертью, круг безопасности имеет решающее значение для создания высокоэффективной рабочей атмосферы.