Иметь или быть?
В работе «Иметь или быть» (1976) Фромм исследует вопросы духовной сферы человека и рассуждает о том, как современное общество стало материалистическим, и теперь предпочитает «иметь», а не «быть».
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Иметь или быть?» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Эта книга социального психолога Эриха Фромма вышла еще в 1976 году, когда наше общество еще не стало «обществом перепотребления», но вопросы, о которых размышляет автор, актуальны сейчас как никогда. Почему мы продолжаем думать, что нас определяет наш социальный статус и количество денег? Почему счастье людей по-прежнему заключается в соответствии стандартам общества? И как в мире всеобщего перепотребления можно «просто быть», а не «иметь что-то»? Погоня за властью, удовольствием или обогащением все дальше отодвигает нас от осознания того, кто мы есть, и пришло время обратиться к себе – считает Эрих Фромм. Как это сделать, узнайте из нашего обзора.
Найдите в себе свободу просто быть
Что отражает вашу суть? – Деньги на банковском счете? Ваши профессиональные достижения? Ваша внешность? Положение в обществе? А, может быть, дом и одежда?
Культура говорит нам: мы – это то, чем мы обладаем, а путь к значимости, цели и счастью вымощен покупками и достижениями. В этом случае удовлетворение приходит через «обладание».
Благодаря тому, что Эрих Фромм называет «бытием», цели, которых мы достигаем и вещи, которые приобретаем, перестают определять нас. Когда мы преобразовали свой образ мышления из «обладания» в «бытие», нам больше не нужно бороться за значимость, цель и счастье. Вместо этого мы вольны стремиться к тому, что действительно нас удовлетворяет – физически, ментально и эмоционально – и формировать наше общество подобным образом.
Мы расскажем вам, как перейти к этой новой жизни.
Из этого обзора вы узнаете:
- что плохого в мышлении, настроенном на «обладание»;
- почему счастье не связано с экономическим ростом;
- и какое мышление может спасти планету.
Экономический прогресс не гарантирует ни счастья, ни богатства
Куда бы мы ни посмотрели, еще один продукт обещает улучшить нашу жизнь: новый автомобиль, чтобы мы чувствовали себя успешными, телефон, чтобы помочь справиться с нашими обязанностями. Но если лучшая жизнь легкодоступна, почему так много людей подавлены, одиноки, разочарованы и недовольны?
Вопреки тому, что мы часто слышим, в жизни есть нечто большее, чем необузданное потребление.
В действительности, «погоня за счастьем» породила в людях западной цивилизации невероятный уровень тревожности, депрессии и пагубных привычек. Стремление конкурировать и сравнивать себя с другими изолирует многих из нас, убеждая в том, что нужно быть лучше и иметь больше. По иронии судьбы, пока нашей главной целью является накопление, мы никогда не накопим достаточно и будем становиться все более и более неудовлетворенными. Но последствия безудержного потребления оказывают влияние не только на отдельного человека – есть и социальные последствия. И одно из них – это концентрация богатств в руках небольшой группы людей.
Поскольку наша капиталистическая система «каждый сам за себя» вознаграждает эгоизм и жадность, такие вещи, как солидарность, совместное использование и удовлетворенность, обесцениваются. Со временем это увеличивает неравенство между людьми разных экономических слоев и даже может привести к войнам. Исторически, жадность играла роль почти во всех международных войнах – от Индийской и Французской до Первой мировой.
Когда жадность управляет обществом, проигрывают все. Работодатели стремятся обмануть своих клиентов, уничтожить конкурентов и эксплуатировать работников. Итак, что же нам остается? Является ли коммунизм решением проблемы? – Нет, потому что коммунизм, как и капитализм, не стремится обуздать потребление.
Тем не менее, чтобы перестроить общество, которое уже не приносит пользы большинству, необходимы радикальные социальные и экономические изменения. В противном случае, цикл недовольства продолжится.
Каждый день мы переполнены мыслями о том, что нам нужно купить, чтобы быть счастливыми, и о том, что нам нужно думать, чтобы принадлежать к определенной группе. Но как это влияет на наше отношение к себе и другим? И есть ли лучший способ? Эти вопросы мы и рассмотрим далее.
Два режима – «обладание» и «бытие» – определяют, как мы воспринимаем жизнь.
Назовите что-нибудь из ваших вещей. Например, часы и солнцезащитные очки. Готово. А как же ваша работа или супруг?
Погодите-ка, а это разве имущество? Едва ли, но это не значит, что мы не видим наших партнеров таковыми. Это объясняет, почему мы склонны считать себя неполноценным, если у нас нет работы или супруга, и можем так думать о других. Однако, если мы поменяем режим «обладания» на режим «бытия», мы признаем, что мы полноценны независимо от того, сколько имеем.
Давайте начнем с режима обладания, который все овеществляет.
Когда смысл жизни состоит в том, чтобы накопить как можно больше, мы начинаем рассматривать людей как вещи, которые нужно приобрести. Это можно наблюдать даже на уровне языка. Например, мы чаще говорим «иметь» жену, чем «быть» мужем.
В режиме обладания то, что мы называем «любовью», на самом деле может быть средством манипулирования: мы манипулируем другими, чтобы получить то, что хотим. Так случается, например, когда родители требуют от своих детей вести себя определенным образом или достигать определенных успехов.
Но на этом овеществление не заканчивается.
Режим обладания также приводит нас к овеществлению мнений. Это видно по тому, как мы цепляемся за свои мысли, вместо того чтобы оставаться открытыми для новых идей. Для нас изменить свое мнение – все равно что потерять собственность. Так что, отказываясь от своего мнения, мы как будто отказываемся от части своей личности.