Как Йоко Оно вписала свое имя в историю, несмотря на ненависть фанатов The Beatles

В начале мая состоялся цифровой релиз документального фильма «Один на один: Джон и Йоко», рассказывающего о совместной жизни лидера The Beatles и его жены. Йоко Оно долгое время обвиняли в распаде культовой британской группы и считали всего лишь возлюбленной Джона Леннона. Однако еще до встречи с музыкантом она состоялась как художница. Forbes Woman вспоминает творческий путь Йоко Оно и ее знаковые работы
Война и грейпфрут
10 марта 1945 года, когда военно-воздушные силы США бомбили Токио, 12-летняя Йоко Оно лежала в кровати с высокой температурой, пока ее мать и младший брат Кейсуке укрывались в бомбоубежище. Из окна своей комнаты Йоко наблюдала за горящим городом. Росшая в тепличных условиях, она оказалась не готова к столь разрушительному зрелищу и оцепенела от страха.
Мать Оно принадлежала к аристократическому клану Ясуда, который основал банк Ясуда (позже — банк Фудзи) и владел одним из четырех крупнейших финансовых конгломератов в Японии. Отец строил карьеру в Yokohama Specie Bank (после Второй мировой переименованный в Tokyo Bank), пропадал в заграничных командировках и несколько лет работал в американском филиале Bank of Japan, поэтому увидел дочь только когда ей исполнилось три года. Когда отца не было рядом, маленькая Йоко засыпала с его фотографией под подушкой.
В своей семье Йоко Оно чувствовала себя белой вороной. Она вспоминала, что росла в изоляции, а своих родителей характеризовала как «эмоционально отстраненных». Близкие были слишком заняты вопросами материального процветания, поэтому в детстве художница чаще всего находилась в обществе нянь и горничных — в их доме, расположенном в престижном районе неподалеку от Императорского дворца в Токио, работали около 30 слуг.
Все изменилось после той бомбардировки: мать вместе с детьми решила эвакуироваться в деревню за пределами Токио. Тамошние жители бежавшую из города семью встретили враждебно. Йоко с братом обменивали свои вещи на еду, но большую часть времени голодали. Оно вспоминала, что они постоянно думали о еде и в деталях рисовали в своем воображении желаемые блюда и процесс их поедания: «Я поняла, что даже просто представляя [еду], мы можем быть счастливы. Так что у нас был концептуальный ужин, и это, возможно, мое первое произведение искусства».
Именно связанные с войной образы — разрушений и голода — во многом определили ее как художницу. Во многих своих произведениях позже она страстно призывала к миру и демонстрировала хрупкость и уязвимость человека.
Но художницей Оно стала не сразу — родители хотели, чтобы дочь построила академическую карьеру. В школе она училась в одном классе c с сыном императора. А в Университете Гакусюин стала первой женщиной, поступившей на философский факультет. Однако в стенах альма-матер свободолюбивая девушка чувствовала себя «одомашненным животным, которое кормят информацией». Позже Оно признавалась, что ей уже тогда претила идея объединения людей для получения «общего знания»: «Я не верю в коллективизм в искусстве или в то, что в какой-либо сфере должно быть только одно направление». Йоко бросила университет и отправилась в США, чтобы поступить в престижный гуманитарный колледж Сары Лоуренс (в то время исключительно женский) в Бронксвилле,, но и там девушка ощущала себя загнанной в рамки.
Незадолго до отчисления из колледжа Сары Лоуренс Йоко Оно опубликовала в студенческой газете короткий рассказ «Грейпфрут в мире парка», в котором компания молодых людей пыталась решить, как поступить с фруктом, оставшимся после пикника. В образе грейпфрута, случайного гибрида помело и апельсина, Оно отразила собственную идентичность: она с детства общалась с родителями на двух языках (японском и английском) и воспитывалась в двух религиозных традициях (христианской и буддийской). Кроме того, еще в старших классах Йоко вместе с друзьями читала немецкие, французские и русские книги в японском переводе и особый интерес питала к трудам философов-экзистенциалистов.
Концептуальное искусство
Уйдя из колледжа Сары Лоуренс, Йоко перебралась на Манхэттен. Она тесно общалась с близкими ей по духу молодыми поэтами, художниками и музыкантами. Семья не одобряла ее богемный образ жизни. «Давление стать Ясуда было таким огромным. Если бы я не восстала против этого, я бы не выжила», — позже вспоминала художница. Назло родителям Оно вышла замуж за тогда еще бедствующего композитора и пианиста Тоси Итиянаги, а на жизнь зарабатывала преподаванием японской народной песни и каллиграфии.
В начале 1960-х Йоко устраивала закрытие мероприятия и концерты для авангардных художников, музыкантов и поэтов из творческого объединения Fluxus прямо у себя чердаке. Она быстро прослыла неофициальным куратором нью-йоркской арт-сцены, ее «Высшей жрицей», как ее окрестили единомышленники. Под своей крышей Йоко собирала таких легенд XX века, как композитор-минималист Ла Монте Янг, художники Марсель Дюшан и Джаспер Джонс, галеристка и коллекционер Пегги Гуггенхайм.