Курс на Луну
Космическая гонка и необычное путешествие «Аполлона-11»
Для кого эта книга?
«Курс на Луну» – увлекательное чтение для всех, у кого замирает сердце от мыслей о космосе. Эта книга рассказывает, как человек покорил холодную бездну, от полета первого спутника до высадки на Луну. Имена Нила Армстронга, Базза Олдрина и Майкла Коллинза навсегда запечатлены в истории США. За миссией «Аполлон-11», на котором они отправились к Луне, наблюдала вся планета, а сами космонавты стали настоящими героями своего времени. Узнайте историю покорения естественного спутника Земли с нашим обзором книги Джеймса Донована.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Курс на Луну» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Покиньте Землю и изучите историю ранних космических исследований.
Космос – последний рубеж. По крайней мере, оставался им до тех пор, пока человечество не прыгнуло в неизвестность и не начало исследовать его в 1950–60-х годах. Возможность вырваться за пределы родной планеты миллионы лет была последним шагом, отделяющим человечество от полного господства над природой и ее судьбой.
Но в те решающие десятилетия ничто не было предопределено заранее. Никто не знал, возможно ли вообще путешествие в космос; технология космических полетов была в зачаточном состоянии, и нужно было решить тысячи проблем. К счастью, не было недостатка ни в целеустремленных экспертах, ни в серьезном финансировании. В разгар Холодной войны США и СССР были полны решимости превзойти друг друга в освоении космоса.
С самого начала Святым Граалем для обеих сверхдержав была высадка человека на Луну – в конце 50-х это выглядело не более чем несбыточной мечтой. И все же, благодаря честолюбию, решимости и изрядной доле удачи, эта мечта стала реальностью для США всего за десять лет.
Из этого обзора вы узнаете:
- сколько времени требуется, чтобы добраться до Луны;
- какая ракета из когда-либо созданных была самой мощной;
- и сколько астронавтов погибло в результате трагического несчастного случая.
Космическая гонка была побочным результатом Холодной войны.
Утром 5 октября 1957 года, в самый разгар холодной войны, Америка проснулась от тревожных новостей. Советы успешно запустили на орбиту Земли 184-фунтовый стальной шар. Названный «Спутник-1» и снабженный двумя радиопередатчиками, он стал первым в истории искусственным спутником. СССР разгромил своего смертельного врага в космосе.
Это стало шоком для США, которые привыкли к технологическому превосходству. Хуже того, во время движения по орбите спутник проходил непосредственно над США семь раз в день. Космическая гонка являлась еще и культурной войной – каждая сторона пыталась доказать превосходство своей идеологии – при этом никто не отменял угрозу национальной безопасности.
Всего через четыре недели американцы ответили: попытались запустить собственный спутник с военного ракетного комплекса на мысе Канаверал во Флориде. Транслируемый в прямом эфире по телевидению, запуск двадцатикилограммовой ракеты закончился взрывом, свидетелями которого стали миллионы зрителей. Маленький спутник, взгромоздившийся на ракету, вырвался из огненного шара и покатился в кусты.
Американцы были унижены – и им пришлось привыкать к этому ощущению: СССР, устанавливающий космические рекорды, и США, играющие в догонялки, станут постоянной темой для обсуждения ранней космической гонки.
В начале следующего года, 31 января 1958 года, американцам удалось запустить свой собственный спутник «Эксплорер-1». Но событие было быстро омрачено уже 15 мая, когда советы запустили «Спутник-3» – он весил 1327 кг, был намного больше предыдущих и обладал передовым исследовательским оборудованием.
Всю первую половину 1958 года американцы и русские пытались запускать новые спутники. Было по меньшей мере пять неудачных пусков с американской стороны и один со стороны СССР. Но поскольку Кремль всегда замалчивал провальные попытки, десятилетиями никто не знал об этих неудачах Советов. Люди по обе стороны железного занавеса считали, что космическая программа СССР просто не может подразумевать совершение ошибки.
К концу 1958 года обеим сторонам становилось все яснее, какова будет следующая цель: отправить человека в космос и обратно. Та из сторон, что сможет осуществить это первой, одержит огромную пропагандистскую победу.
Итак, 17 декабря 1958 года США объявили о своем намерении отправить человека в космос. Проект под названием «Меркурий» должно было вести новое гражданское космическое агентство NASA, созданное всего за восемь недель до этого.
Для проекта «Меркурий» необходимо было решить целый ряд проблем.
Благодаря Вернеру фон Брауну – бывшему нацистскому ученому-ракетчику, привезенному в США в конце Второй мировой войны, у США уже был ракетный ускоритель под названием «Меркурий-Редстоун». Он был достаточно мощным, чтобы отправить человека в суборбитальный полет – что означало выход в открытый космос, но не полный орбитальный полет вокруг Земли.
У Советов на тот момент была еще более мощная ракета – «Спутник-ПС». Это позволило космическому аппарату, установленному на вершине ракеты, пройти по орбите вокруг Земли. А 3 ноября 1957 года СССР добился еще одного выхода в открытый космос: бездомная собака по кличке Лайка стала первым животным, выведенным на орбиту Земли.
Первые миссии проекта «Меркурий» также были испытательными полетами с экипажами животных. В то время влияние невесомости на человеческое тело было неизвестно. Некоторые врачи подозревали, что гравитация необходима для определенных функций организма; другие беспокоились об опасности космического излучения, которое больше не блокируется атмосферой Земли.
Но вернемся к временной шкале. У NASA была ракета, способная совершать суборбитальные полеты. Но план полета – детальная информация о старте, заходе на посадку и восстановлении – требовал разработки.
Эта работа выпала на долю инженера-исследователя NASA Кристофера Колумба Крафта-младшего и его отдела управления полетами. Этому подразделению предстояло полностью контролировать космический корабль, следить за его продвижением и проверять биомедицинские показания членов экипажа.
В то время наземная поддержка NASA состояла из основного бетонного бункера рядом с пусковой площадкой. Крафт понял, что этого недостаточно для реализации сложного проекта «Меркурий», и идея центра управления полетами начала обретать форму. Была также создана должность руководителя полета, который командовал управлением и принимал все окончательные решения. Крафт взял эту роль на себя.
Хотя у NASA, возможно, был ракетный ускоритель, им все еще нужно было разработать капсулу для экипажа.
Для ее проектировки фон Браун и его команда начали работу с авиационным инженером Максом Фагетом. Самой большой проблемой было возвращение экипажа в атмосферу: как сконструировать капсулу, способную выдержать экстремальную жару – около 1927о С и давление, испытываемое при возвращении в атмосферу Земли?
Первым предложением стала заостренная аэродинамическая форма. Но коллеги Фагета вскоре обратили внимание на то, что метеориты с плоскими округлыми носами часто выживали в жаре в процессе падения. В конце концов, разработчики выбрали форму с тупым носом, которая одновременно замедляла капсулу и создавала ударную волну вокруг корабля, отводя значительное количество тепла.
Теперь нужно было проверить расчеты в действии.
Проект «Меркурий»: строгая культура безопасности и контроля качества.
Трудно понять, как много уходит времени на подготовку к космическим полетам – особенно с экипажем. На каждую минуту, проведенную в космосе, на земле тратится неисчислимое количество времени на расчеты, проектирование, строительство, испытания и моделирование. «Меркурий» был тем проектом, с которого все это началось.
После моделирования на базовых компьютерах и бесчисленных тепловых, капельных, спиновых и аэродинамических испытаний разработка конусообразной тупоносой капсулы проекта «Меркурий» была завершена. Она имела легкий, но прочный титановый внешний слой и толстый термостойкий алюминиевый экран, предназначенный для сжигания при возвращении на Землю. На высоте 6,5 км открывался парашют, чтобы стабилизировать спуск, еще один открывался на высоте 3 км, чтобы замедлить капсулу для посадки.
Эта скрупулезность распространилась на все части проекта и стала характерной чертой культуры NASA. Почти каждая система капсулы проекта «Меркурия», от механики до электрики, имела по крайней мере одну резервную копию. Каждая единица корабля и каждая система на земле были проверены в десятки раз тщательнее, чем требовалось для выполнения миссии.
Такой серьезный подход к обеспечению безопасности, прочности и надежности был также отражен в наборе и подготовке экипажа «Меркурия» – первых астронавтов. Сначала было трудно понять, кого необходимо нанять – эту работу никто никогда раньше не выполнял, поэтому не было никаких установленных должностных инструкций или требований. Но в декабре 1958 года президент Эйзенхауэр постановил, что заявку на участие могут подавать только американские летчики-испытатели.
Это имело смысл по ряду причин. Эти люди были лучшими пилотами, они отвечали за проверку новых самолетов на наличие дефектов. Они привыкли к чрезвычайно напряженным условиям работы и умели сохранять хладнокровие в самых сложных ситуациях. А главное – они не боялись смерти – в 1952 году смертность среди американских летчиков-испытателей составляла 25%.
Помимо наличия удостоверения пилота-испытателя, требования к работе «Меркурия» включали полторы тысячи часов летного времени, превосходную физическую подготовку, степень бакалавра в области инженерии или эквивалентную ей и рост не более 180 см, чтобы разместиться внутри крошечной капсулы. В стране было 110 человек, которые соответствовали этим требованиям; семьдесят подали заявки.
В результате изнурительного процесса отбора, включавшего долгие собеседования, психологические исследования, медицинские осмотры и тесты на профпригодность, эта группа была сокращена до семи будущих астронавтов, названных «Меркурий-7». Их имена: Скотт Карпентер, Гордон Купер, Джон Гленн, Вирджил Гриссом, Уолтер Ширра, Алан Шепард и Дональд Слейтон.