Культурный код
Секреты чрезвычайно успешных групп и организаций
«Культурный код» – это книга по теории управления, где рассматривается работа несколько наиболее эффективных команд (это могут быть крупные корпорации, маленькие стартапы, спецназ США или хирурги городской больницы). Автор пытается ответить на вопрос: почему одни команды добиваются успеха, а другие – нет, и это не зависит от их размера или области деятельности. Все дело, считает Дэниел Койл, в «культурном коде» – особом способе взаимодействия людей внутри группы.
Наш обзор не заменит вам прочтение книги «Культурный код» в полном объёме. Однако, мы готовы разжечь ваше любопытство и побудить к её самостоятельному изучению. Начнём?
Для кого эта книга?
Автор книги «Культурный код» Дэниел Койл провел уникальное, бесценное исследование. Наблюдая за самыми сильными командами в разных отраслях, он выделил самые главные черты, отличающие лучшие группы от менее успешных. Как создать доверительную атмосферу и правильный корпоративный дух, который будет по-настоящему мотивировать людей? Как организовать рабочие процессы, чтобы повысить их эффективность? Как «заразить» сотрудников своей идеей, чтобы они могли в полной мере проявить свои таланты? Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете в нашем обзоре!
Как помочь вашей команде добиться цели?
Изучая сообщества с более сильной культурой, Койл выделяет три основополагающих элемента командного взаимодействия – уверенность, открытость и цель.
Для стимуляции командной работы лидер должен культивировать чувство психологического комфорта, основанное на взаимном уважении членов группы. Поведение людей, от языка жестов до тона высказываний, может сигнализировать как об эмоциональной близости, так и о враждебности.
Наиболее успешные группы работают над созданием чувства вовлеченности участников, посылая сигналы, которые мотивируют к сплоченности и закладывают основу крепких, почти семейных отношений.
И напротив, даже один негативно настроенный человек может внести разлад в жизнь группы, поскольку остальные будут проецировать на себя его пессимистичный настрой. Структура взаимосвязей членов группы должна постоянно укрепляться, так как кристаллическая решетка межличностных отношений обладает высокой хрупкостью.
Второй базовый элемент культуры и двигатель командного взаимодействия – это готовность демонстрировать открытость, уязвимость. Многие уверены, что открытость – следствие доверия, но, вообще-то, дело обстоит совсем наоборот. Чтобы создать доверительную обстановку, один из членов команды, желательно лидер, должен рискнуть и открыться остальным. Искренний порыв одного человека, например, лидера, признающегося в своем страхе или слабости, поможет перейти отношениям во всей группе на новый, более глубокий, уровень. Искреннее обсуждение проблем и трудностей позволяет команде извлекать уроки из предыдущего опыта и расти в будущем.
Третье и последнее условие для успешной командной работы заключается в способности установить свою цель и следовать ей. Эффективной культуре свойственно напоминать о своих целях постоянно, раз за разом. Каждый член группы знает, во имя чего он работает, и это общее чувство цели определяет текущие действия всех «игроков команды». Не стоит завышать цели – но очень важно повторять их, пока они не сформируют саму суть культуры.
Постановка цели в творческой культуре требует несколько иного подхода. Вместо определения четкой цели, работа руководителя здесь заключается в раскрытии различных возможностей коллектива. Команда должна самостоятельно задать направление и лучший путь следования из точки А в точку В. Вертикаль управления сверху вниз работает только в предсказуемых условиях, которые не требуют инноваций.
В конце концов, индивидуальные качества членов сообщества не так важны, как динамика командной игры в целом. Иными словами, способы взаимодействия людей имеют гораздо большее значение, чем их индивидуальные качества. Устойчивая культура организации создается – а не возникает сама по себе. Команды, где обеспечивают психологический комфорт, групповую открытость и высокий уровень вовлеченности, имеют более высокие шансы на успех.
Люди должны работать в атмосфере психологического комфорта.
Чувство уверенности тесно связано с физиологией, которая эволюционировала, чтобы отвечать на угрожающие раздражители. У сотрудника, который чувствует себя униженным или оскорбленным на собрании, с большой вероятностью возникнет реакция «бей или беги». Он почувствует ускоренное сердцебиение, повышенное потоотделение и другие неприятные симптомы. В остро раздраженном состоянии довольно трудно ясно мыслить и работать без ошибок. Неважно, что шутку Сэма из бухгалтерии на счет Кэтлин не стоит воспринимать буквально, как вопрос жизни или смерти – мозг Кэтлин все равно оценит ее именно так.
Потому сильные корпоративные культуры поддерживают открытые каналы взаимодействия. Важно сводить к минимуму межличностные конфликты и все возникающие двусмысленности, чтобы сотрудники чувствовали себя в безопасности.
Например, в компании Zappos руководство помогает сотрудникам чувствовать себя уверенно, продвигая политику радикальной прозрачности. До того, как эта компания стала гигантом, в период бурного роста и совершенствования у нее возникали трудности с внутрикорпоративными коммуникациями. Так что руководство было вынуждено рассматривать причины неудовлетворенности сотрудников – для минимизации их недовольства.
Одним из эффективных решений компании в данном направлении был анонимный форум, где сотрудники могли задавать любые вопросы. Каждый месяц в информационном бюллетене под названием «Спроси что хочешь» руководство публиковало свои ответы – в источниках, доступных для всех сотрудников компании. В этот период, развивая систему прозрачных взаимосвязей и, в результате, обеспечивая психологический комфорт своим сотрудникам, компания Zappos выпустила «Книгу Культуры». В этом не редактируемом и не цензурируемом томе, доступном всем, сотрудники компании говорили о том, что значит корпоративная культура именно для них. И, несмотря на то, что «Книга Культуры» была изначально предназначена для внутреннего использования, она вызвала такой большой интерес, что стала целым пособием по маркетингу. К сожалению, корпоративная среда многих других компаний зачастую тяготеет к режиму секретности в отношении своих ценностей, и это может привести к угрожающей ситуации.