Артизаны не сдаются
Мир роскоши эволюционирует и обрастает высокими технологиями, но ремёслам, процветавшим в течение сотен, а то и тысяч лет, грозит исчезновение. Станет ли нынешнее поколение мастеров последним в истории материальной культуры?
C 30 сентября по 10 октября многие лондонские магазины на время превратятся в мастерские. Оружейники и кожевники, корзинщики и шляпники, золотых и серебряных дел мастера покажут своё искусство и проконсультируют посетителей, которые узнают, как живётся и работается ремесленникам в 2020 году.
Всё это часть программы London Craft Week — фестиваля, который, несмотря на пандемию, состоится в шестой раз, пусть и в другие даты. «Изобразительное искусство поддерживает мощная сеть галерей, но с ремёслами всё обстоит по-другому, — говорит исполнительный директор Craft Week Джонатан Бёртон. — Многие из тех, кто создаёт потрясающие вещи, с трудом находят рынок сбыта». Этим объясняется появление организаций, защищающих ремесленное наследие, например, Nordic Safeguarding Practices в Скандинавии, American Craft Council в США и Heritage Crafts Association (HCA) в Великобритании. Некоторые из них ежегодно выпускают «красные книги», куда заносят ремёсла, оказавшиеся на грани исчезновения. Но, несмотря на все усилия, некоторые промыслы остаются в огромной опасности, поскольку ими занимается лишь несколько человек во всём мире. Robb Report рассказывает о последних артизанах, которых отыскал в Италии, Соединённом Королевстве и Китае. Их знания — важная часть культурного наследия планеты. Утратив эти ремёсла, целые страны лишатся не только красивых предметов ручной работы, но и традиций, сформировавших народы и их историю.
Румпельштильцхен в сказке сплетал золото из соломы, а попробуйте-ка соткать парчу из слизи моллюска? Кьяра Вино вот уже почти 50 лет превращает продукт секреции ракушек в морской шёлк — месопотамские короли и римские императоры ценили эту ткань за красивый блеск, прочность и лёгкость. Каждую ночь в мае Виго ныряет в Средиземное море у берегов Сант-Антиоко, маленького итальянского острова, на котором живёт. Чтобы собрать достаточно нитей затвердевшей слизи, требуется не менее ста погружений. Кьяра считает, что во всём мире кроме неё не осталось никого, кто способен обработать морской шёлк.
В её семье это было традиционным женским занятием, и 65-летняя Виго унаследовала технику от своей бабушки: «Я часами пропадала в её мастерской. Мне нравилось это ремесло, поэтому я получила знания в области морской биологии». Виго работает на аквакультурной фабрике и хорошо знает животное, которое производит драгоценный материал. Размер Pinna nobilis, известной также как благородная раковина-перо, достигает 120 сантиметров в длину. Нити, с помощью которых она прикрепляется к твёрдым предметам на морском дне, называют биссусом. Получить из него ткань виссон под силу только настоящему мастеру. Но и для него это невероятно трудоёмкая задача. Сто погружений приносят всего около 300 граммов сырья — собирать биссус надо осторожно, чтобы не повредить моллюска. Затем Кьяра 25 дней вымачивает нити в пресной воде, меняя её каждые три часа, а потом щёткой вычёсывает узелки, и это очень тонкая работа, поскольку биссус втрое тоньше человеческого волоса. Из получившегося волокна c помощью можжевелового веретена прядут шёлковые нити и пропитывают их смесью лимонного сока и водорослей, точный рецепт которой держится в секрете. После этого пряжа начинает сверкать, как золото, и Виго на ткацком станке превращает её в ткань. Все эти операции приходится повторять множество раз, поскольку урожайность моллюсков совсем не высока. В среднем благородная пинна выдаёт около 5 сантиметров ценного материала.
Кьяра, несмотря ни на что, отказывается монетизировать своё ремесло. Перед первой подводной охотой бабушка заставила её принять «морскую присягу», запрещающую торговать своей работой. Шёлк, по поверью приносящий удачу, она раздаёт посетителям студии, которые, по её мнению, особенно в этом нуждаются. «Это умение надо оберегать, — объясняет она. — Я должна оградить его от коммерциализации, как хотела моя бабушка».