Культура насекомых, вулканы Венеры и бегемоты Пабло Эскобара: новости науки
Чем сапиенсы угрожали неандертальцам, зачем пчелам школа танцев, как устроить перепись животных всей Земли? Об актуальных новостях науки рассказывает научный журналист Андрей Константинов
Супероружие древних
Несколько кремниевых наконечников стрел возрастом около 54 000 лет недавно нашли во французском гроте Мандрен. Это то самое место и тот самый археологический слой, в котором год назад обнаружили древнейший на территории Европы зуб сапиенса. Находка заставила палеоантропологов в очередной раз переписывать «научное предание» о происхождении человека: оказалось, первые сапиенсы пришли в Европу не 45, а намного раньше, более 55 000 лет назад.
А значит, они очень долго жили тут бок о бок с «коренными европейцами» — неандертальцами. Самому старому зубу Хомо сапиенс, как и некоторым орудиям, 56 000 лет. После этого грот попеременно занимали сапиенсы и неандертальцы, вымершие примерно 40 000 лет назад. Вероятно, заселение Европы сапиенсами шло очень постепенно: какие-то группы прописались тут давно, какие-то пришли намного позже.
Теперь выясняется, что наши далекие предки пришли в Европу, вооруженные луками. Вот вам еще одна причина исчезновения неандертальцев — у них наконечников стрел не найдено. А древнейшие наконечники стрел, изготовленные сапиенсами, нашли в Южной Африке — им 60 000 лет.
Есть ли культура у насекомых?
Удивительный поведенческий репертуар социальных насекомых считался целиком основанным на генетических программах, но в исследованиях последних лет пчелы, муравьи и шмели неоднократно демонстрировали способность учиться — и на своем опыте, и у старших товарищей.
Вот два свежих исследования. В первом ученые из Китая и США подсмотрели за пчелиной «школой танцев». Про танцы пчел все слышали с детского сада, а то и «танцевали как пчелки». Напомним, что пчелы не развлекаются, и речь скорее не о танце, а о рассказе пчелы, где именно она видела больше нектара.
Но, оказалось, без обучения у опытных танцоров-сказителей пчелы танцуют кое-как, путают условные движения и вводят коллег в заблуждение. Стоило ученым удалить старшее поколение, и все смешалось в улье. Тогда как в контрольном улье, где старых пчел не трогали, ничто не омрачало идиллию.
В другом исследовании шмели, наблюдая за своими успешными сородичами, следовали их примеру. Ученые приготовили для них коробки с сахарным сиропом, которые можно было открыть двумя способами: повернув прозрачную крышку и одновременно нажав либо на красный язычок по часовой стрелке, либо на синий язычок против часовой стрелки. Некоторых шмелей заранее обучили этим методам, и в эксперименте они показывали сородичам как добраться до сиропа, а те смотрели и после делали свой выбор между красным и синим язычками. Но выбор оказался не таким уж и своим: в 98% случаев они выбирали тот же метод, что и учителя.