Секонд-хенд с Патриков: как сервис ресейла люксовых сумок вырос в полтора раза за год
В марте 2022 года российский сервис Ex-bags, который скупал подержанные люксовые сумки у россиян и перепродавал их за рубежом, на время потерял возможность получать оплату от иностранных клиентов. Компания переориентировалась на российский рынок и за год выручила на нем 70 млн рублей, привлекла 25 млн рублей инвестиций и открыла бутик на Патриарших прудах. Как ей это удалось?
Еще несколько лет назад знакомые Арины Иванец, предпринимательницы из Владивостока, скептически относились к ее увлечению — скупке подержанных люксовых сумок у российских владельцев и перепродаже их с наценкой на зарубежных ресейл-площадках. Но со временем ее хобби переросло в настоящий бизнес с выручкой в десятки миллионов рублей и оптовыми клиентами из-за рубежа.
Весной 2022 года ресейл-сервис Иванец Ex-bags не смог получить оплату за крупную для проекта поставку сумок в Европу из-за санкций в отношении российских банков. Тогда предпринимательница сменила фокус — стала продавать б/у сумки в России. За год Ex-bags занял свое место на рынке и нарастил российскую выручку до 70 млн рублей. Это помогло увеличить общую глобальную выручку в полтора раза.
Forbes поговорил с Иванец о том, с чего начинался ее бизнес, как устроен ресейл люксовых сумок и почему в России этот рынок только зарождается.
Винтаж или барахло
Любовь Арины Иванец к винтажным сумкам зародилась во Франции. Туда она попала в 2016 году, поехав учиться на повара в кулинарную школу Le Cordon Bleu. К тому моменту за спиной у нее уже был предпринимательский опыт — в родном Владивостоке Иванец, маркетолог по образованию, развивала с партнером сеть из 13 кофеен «Пряник». У предпринимательницы до сих пор есть доля в проекте, но от операционного управления она давно отошла.
В Париже Иванец случайно узнала о крупной европейской площадке для покупки и продажи подержанных вещей Vestiaire Collective. Сервис родом из Франции к началу 2017 года привлек суммарно более $100 млн инвестиций. Иванец решила попробовать продать на маркетплейсе несколько старых сумок, чтобы купить новые. И выставила на Vestiaire Collective пять товаров — сумки люксовых брендов Chanel, Dior, Louis Vuitton и др. Часть из них она приобрела на прибыль от кофеен сама, другую получила от матери. По словам Арины, ее мать — серийная предпринимательница, у которой было «много разных проектов в течение жизни». Ее имя и названия проектов она называть отказалась.
Иванец не думала, что опыт ресейла перерастет в бизнес. Но вдохновилась «высокой маржинальностью»: с продажи пяти сумок, многие из которых были в мини-форматах, она тогда выручила около 500 000 рублей. На них Арина купила еще 10 сумок в России — у подруг, знакомых и на Avito. И по той же схеме разместила их на Vestiaire Collective.
Иванец объясняет, что схема была выгодной. В России уже ненужные брендовые сумки стоят дешево — порядка 10 000–15 000 рублей за штуку, в Европе — гораздо дороже. Это связано с разницей в отношении к ресейлу: если в России сумка, которой уже 40 лет, считается барахлом, то во Франции это винтажный и стильный аксессуар, объясняет предпринимательница. Отсюда и разница в развитии рынка люксового ресейла. К 2017 году Vestiaire Collective существовал уже почти 10 лет. В России же рынок «находился в зачаточном состоянии», рассказывала Forbes ранее основательница секонд-хенда для брендовых и дизайнерских вещей Second Friend Store Анна Любан. Текущий лидер российского рынка, платформа Oskelly, запустился только в 2018 году.
Закончив обучение в Париже, Иванец в 2018-м вернулась во Владивосток. Вскоре она стала мамой, но, по собственным словам, продолжила заниматься ресейлом. В то время «это было несерьезно», признается она: объемы продаж были небольшими, выставленные на Vestiaire Collective сумки продавались не сразу, а знакомые Иванец не понимали, зачем заниматься б/у сумками. Однако уходить в повара она не хотела. «После учебы я поняла, что это не мое — у меня нет усидчивости и таланта [которые нужны для работы в ресторанах]. Душа лежала к ресейлу», — вспоминает Иванец.
Развитию проекта способствовало изменение условий работы Vestiaire Collective с продавцами. В 2018–2019 годах маркетплейс сократил срок отправки продавцом товара с месяца до недели, рассказывает Иванец. По ее словам, отправить сумку за неделю из Владивостока в Европу было невозможно — тогда она решила нанять первого сотрудника, помощника в Москве. А в 2020 году, после развода с мужем, предпринимательница и сама перебралась в столицу с дочерью. Здесь Иванец активнее занялась ресейлом: запустила простой сайт и завела соцсети сервиса закупки подержанных сумок, получившего название Ex-bags (за рубежом сервис работал под брендом lovedbag). К поступлениям с Avito и от знакомых добавились заявки с сайта и соцсетей.
«Нам было интересно быстрее продать, получить деньги и купить что-то новое, поэтому мы ставили низкие цены»
Основным каналом продаж оставался Vestiaire Collective. Но со временем у Иванец появились оптовые покупатели в Европе — такие же реселлеры, как и Ex-bags. По словам предпринимательницы, крупные клиенты заметили ее на французском маркетплейсе благодаря низким ценам. «Нам было интересно быстрее продать, получить деньги и купить что-то новое, поэтому мы ставили низкие цены», — объясняет она. Несмотря на это, наценка на сумку могла достигать 100%, рассказывает предпринимательница: «Ресейл в России только зарождался, люди продавали свои сумки за копейки, но я знала цену этим сумкам в Европе». Ex-bags начала работать с бизнес-клиентами напрямую — к концу 2021-го продавала им по 15 сумок за раз.