Неперерабатываемая пластика
Алексей Каллима: искусство мимикрии
Алексей Каллима (р. 1969) прославился картинами из «чеченских» серий, которые на протяжении 2000-х оставались единственным отголоском чеченских войн в современном российском искусстве. Однако со временем выяснилось, что под маской политического радикала скрывался ревнитель вечных пластических ценностей.
Бабочки рода Kallima знамениты своей способностью к мимикрии: сядет на ветку — и ее не отличишь от пожухлого листа. В апреле 2001 года на ярмарку «Арт-Москва» в Центральный дом художника заявилась группа бородатых молодых людей в спортивных костюмах, камуфляже, темных очках и характерных шапочках — светская публика, замечая среди галерейных стендов кружок сидящих на корточках угрюмых молодчиков, нервно вздрагивала: эхо войны, идущей на южных рубежах империи, докатилось до метрополии терактами, публика принимала ряженных чеченцев за настоящих, не догадывалась, что является очевидцем перформанса, устроенного уроженцем Грозного художником Алексеем Каллимой. Псевдоним Каллима был придуман еще в Чечне в начале 1990-х — изображение бабочки, случайно попавшееся на глаза, подсказало экзотическое имя неопределенной национальной принадлежности. Образ бородатого, стриженного наголо человека в вязаной шапочке, похожей на пиэс, сложился уже в Москве начала 2000-х — как реакция на античеченскую истерию, хотя по крови он чеченцем не был. Псевдоним со временем стал фамилией, прописанной в паспорте; образ поначалу приносил немало проблем с милицией.
Семья художника уехала из Чечни накануне войны, в середине 1990-х Каллима очутился в Москве — на чужой территории и в географическом, и в художественном смысле. Художественная школа в Грозном, художественное училище в Краснодаре, одно из лучших в СССР,— Каллима шел по стопам старшего брата, художника-монументалиста, впоследствии окончившего Строгановку. И успел пройти советскую академическую школу живописи и графики: его учителем в Грозном был Петр Миронов, заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской АССР, учителями в Краснодаре — не менее заслуженные Виктор Савранский и Давид Сулутоглиян. К середине 1990-х в актуальном искусстве обеих столиц этой серьезной академической науке если и находилось место, то разве что в виде пародии — в «капиталистическом реализме» Владимира Дубосарского и Александра Виноградова, в Новой академии изящных искусств Тимура Новикова. Тем, кто, как и Каллима, учился в Краснодарском художественном училище в годы перестройки — Владимиру Колесникову, Игорю Михайленко, Владимиру Григу,— придется деконструировать советский академизм, чтобы на его основе изобрести живое искусство.
В 1994 году графику Каллимы показали на выставке «От фантастического к визионерскому» («Du Fantastique au Visionnaire»), устроенной в Венеции австрийским художником Эрнстом Фуксом как «контрбиеннале» живописи и скульптуры — в пику всему, что началось после концептуального искусства, провозгласившего конец двоевластия той и другой. Венский «фантастический реалист», приятель и соратник Сальвадора Дали, очевидно, оценил крепкую руку грозненско-краснодарской выучки. 26 марта 2000 года, в день досрочных выборов президента РФ, та же крепкая рука, вооруженная противотараканным мелком «Машенька», очерчивала белую линию вокруг Кремля — в акции «SЭS» помимо авторов, Алексея Каллимы, Инны Богуславской и Алексея Богданова, участвовали десятки других художников, музыкантов, хиппи и анархистов. Под конец ельцинской эпохи политически сакральное пространство Красной площади и Кремля вновь стало территорией политико-художественного акционизма: в декабре 1999-го, незадолго до выборов в Госдуму, члены группы «Радек» с подачи своего гуру Анатолия Осмоловского пробрались на трибуну Мавзолея и развернули лозунг «Против всех». За шесть лет, прошедших с ретроградной венецианской «контрбиеннале», Каллима попал в среду самых отчаянных московских авангардистов.
Вступил в театральную секту Бориса Юхананова: работал сценографом на спектаклях проекта «Дворец», иронически называя себя придворным художником, экспериментировал в области перформанса, подружился с клубом «Сине фантом», благо синефилом сделался еще в краснодарские годы. Оказался в мастерской Авдея Тер-Оганьяна, познакомился с Анатолием Осмоловским и «радеками». В 2001 году в подвале жилого дома на Ольховской улице открылась галерея «Франция» — на протяжении пяти лет в artist-run space, создателем и куратором которого был Каллима, теплилась полуподпольная анархическая жизнь искусства: Осмоловский читал лекции, проповедуя нонспектакулярность, группа «Радек» со товарищи практиковала ее в форме хеппенингов и кинопросмотров с дискуссиями, дух ситуационизма, Кропоткина и Бакунина витал в воздухе. В свой «французский» период Каллима и сам был увлечен идеями нонспектакулярного искусства, восстающего против общества потребления и перепроизводства визуальности: превращал друзей в живые скульптурные композиции, заматывая их скотчем; создавал холсты, где батально-пейзажные изображения, как из пикселей, складывались из штампов