Агенты паранойи
Как манга о Холодной войне вскрывает травмы современной Японии
Истории о шпионах — один из главных масскультурных памятников Холодной войне — давно уже стали обыденностью, но порой и в них случаются не рефлексы жанра, а нечто совершенно живое. На западном телевидении о том, как трудно агентам национальной безопасности разделить работу и быт, рассказывал сериал «Убивая Еву». В Японии трудности двойной жизни живописует «Семья шпиона», популярная и в формате манги, которую Тацуя Эндо рисует и пишет с 2019-го, и в аниме-версии студий Wit (три сезона «Атаки титанов») и Cloverworks («Рок-тихоня!»). Трогательный семейный хит, напечатанный уже суммарным тиражом в 29 млн копий и собирающий пачками почетные грамоты анимационных рейтингов, ненавязчиво демонстрирует, почему эхо Холодной войны будет звучать еще долго.
В доме 128 по Парк-авеню, что в Западном Берлинте, живет семья Форджер. Лойд работает психиатром в больнице, Йор трудится в мэрии, а маленькая Аня ходит в элитную школу «Эдем», которую посещают дети первых лиц Остании (буквально — будущее страны). Разумеется, у идиллии есть изнанка.
На самом деле Лойд — супершпион Сумрак, работающий на соседнее государство Весталис и прибывший в столицу Остании, чтобы предотвратить грядущую войну. Ее планирует развязать лидер правящей партии Донован Десмонд — и подобраться к нему максимально сложно: кратчайший путь — родительские собрания в «Эдеме», куда ходят сыновья политика. Для этой цели в рамках спецоперации «Неясыть» и была сформирована семья Форджер: Аню Сумрак нашел в местном детском доме, а Йор встретил в химчистке и попросил исполнить роль его супруги (якобы покойная жена очень хотела, чтобы дочь училась в «Эдеме», где быть вдовцом для вступительной комиссии — сразу минус балл).
Шутка в том, что остальные Форджеры тоже не те, кем кажутся: Йор — высококлассная серийная убийца, в миру — нескладная, застенчивая и милая, а коверкающая слова Аня — телепатка, подвергавшаяся опытам берлинтских ученых. Даже прибившийся к семейству впоследствии пес Бонд — с секретом: он умеет видеть будущее (тоже, конечно, в результате жестоких экспериментов).