Культовые кроссовки, выпуск 6: как Puma Suede были символом борьбы за гражданские права, а стали любимой обувью музыкантов
В шестом выпуске цикла материалов о классических моделях кроссовок вместе с командой паблика Please рассказываем о тех самых «суэйдах» — паре, покорившей баскетбольные площадки и модные подиумы (не в последнюю очередь благодаря Рианне).
Для крупнейших спортивных брендов летняя Олимпиада 1968 года в Мехико стала демонстрационной площадкой последних достижений и полем нешуточной борьбы. adidas модернизировал Gazelle, покрасил верх в желтый и получил модель Mexicana. Баскетболистам бренд поставлял Supergrip, предшественницу Superstar. Onitsuka Tiger, ставший после ребрендинга ASICS, показал всему миру доработанную модель Limber Up, которая позднее поступит в продажу под названием Mexico 66. На ней впервые появились легендарные полоски бренда. Сегодняшний герой, PUMA Suede, тоже дебютировал во время игр и мгновенно стал символом борьбы за гражданские права.
Оговоримся, что на беговую дорожку спортсмены выходили в специальной обуви — шиповках. Привычные нам кроссовки сопровождали их во время прогулок и в восхождении на подиум для получения медалей.
Suede, или, как они тогда назывались, Crack, использовали свежий для той поры материал — замшу. На адидасовских «газелях» она появилась лишь годом раньше. Силуэт выглядел минималистично и аккуратно: монохромный синий верх, который разбавляли белая полоска Formstripe сбоку и белая подошва. Она была разработана с нуля и отдаленно напоминала ракушку благодаря ребрышкам на носке. Рисунок протектора напоминал тетрадный лист с перечеркнутыми клетками (сдававшие ЕГЭ схватились за сердце). На дворе стояла эпоха экспериментов, и инженеры старались кто во что горазд, чтобы обеспечить лучшую амортизацию.
Если верить официальной истории бренда, слово crack в 1950–1960-е обозначало профессионала, лучшего в своем деле. Учитывая сленговость, лучше всего его перевести как «дока». Однако на Urban Dictionary это определение находится лишь на третьей странице. А что располагается на первых двух, думаем, вы и так догадываетесь. Подсказка: в 1980-е так называли одно запрещенное вещество...
Мы уже упоминали острую конкуренцию брендов, и на первом плане было соперничество PUMA и adidas. Помимо технологий, чертежей и швейного искусства, битва пролегала в сфере предпринимательской хитрости и изворотливости. Чтобы вы поняли накал страстей, приведем один пример из книги Барбары Смит «Адидас» против «Пумы»: как ссора двух братьев положила начало культовым брендам». Хорст Дасслер, сын Ади Дасслера и глава adidas France, не стеснялся прибегать к помощи знакомых из мексиканского олимпийского движения, чтобы получить эксклюзивное право распространять экипировку бренда. Он договорился о беспошлинном ввозе обуви из Германии, а для PUMA таможня установила пошлину $10 за пару. Когда лидер «кошачьих» Армин Дасслер попытался обойти ограничение, замаскировав свой контейнер под конкурентов, груз задержали — Хорст хорошо понимал ход мыслей родственника. Несколько дней спустя люди в погонах отвели на допрос Армина, и ему пришлось дать взятку за освобождение и пропуск хотя бы части партии. К вызволению еще нескольких сот пар подключились британские атлеты, которые заявлялись в аэропорт с пустыми коробками, а уходили уже с заветными кроссовками. Кульминацией стал арест спортивного журналиста Арта Симбурга, который помогал PUMA распространять обувь в Олимпийской деревне. Чтобы его вызволить, пришлось задействовать Государственный департамент США. Мы привыкли, что спорт — дело политическое, особенно в середине прошлого века, — но немногие знают, что силовые структуры участвовали и в борьбе компаний.
Первая минута славы случилась с Suede, когда американские спринтеры Томми Смит и Джон Карлос заняли первое и третье место в забеге на 200 метров. Смиту даже удалось установить мировой рекорд с результатом 19,83 секунды. Атлеты вышли за наградами в черных спортивных костюмах и кроссовках (такую форму выдавали спортсменам, чьи федерации PUMA не спонсировала). Оба призера сняли обувь, а когда заиграл американский гимн, склонили головы и подняли вверх кулаки в черных перчатках в знак протеста против притеснений афроамериканских спортсменов и населения. Каждый элемент их одежды был символом. Черные носки, в которых они принимали медали от шестого маркиза Эксетера, обозначали бедность, перчатки — силу и единство, шарф на шее Смита — гордость, а расстегнутая олимпийка Карлоса — солидарность с рабочим классом. Всю церемонию PUMA Suede стояли рядом и попали на телекамеры и на фотоснимки, став частью истории.