Кто такие «гаражные виноделы» и за кем из них стоит следить
Основательница винотеки WineHelp Анастасия Рачкова рассказывает, кто такие российские гаражные виноделы.
Кто такие «гаражные виноделы»
Термин «гаражный винодел» появился во французском Бордо. Этот регион известен своими шато — фамильными загородными поместьями с собственными виноградниками. Производство вина в шато строго регламентировано — от выбора сортов винограда и земли, на которой они растут, до урожайности и содержания алкоголя в напитках. Благодаря соблюдению этих правил, бордоские вина имеют стабильно высокое качество и узнаваемую стилистику. Однако в начале 1990-х устоявшиеся представления о традициях виноделия в Бордо перевернул банковский клерк Жан-Люк Тюневан.
В 1989 году он купил крохотный участок в бордоской коммуне Сент-Эмильон и посадил на нем виноградники, а в 1991-м собрал с них урожай и сделал из него чуть больше тысячи бутылок вина. Каким-то чудом одна из этих бутылок попала к автору самого известного винного рейтинга в мире Роберту Паркеру. Паркер присудил этому вину высшую оценку 100 баллов. Причем автор винного рейтинга сильно удивился, когда узнал, что Тюневан сделал свой напиток не в шато, как другие бордоские обладатели высоких баллов, а в небольшом помещении размером с гараж — на аренду другой недвижимости у винодела просто не хватило денег. Получив признание от Паркера, Тюневан продолжил разрушать стереотипы о Бордо, удивляя публику экспериментальными винами и смелыми для этого региона ассамбляжами. Со временем крохотных винных хозяйств, желающих повторить успех Тюневана, появлялось все больше. А «гаражистами» стали называть склонных к экспериментам крафтовых виноделов, которые производят продукт в малых объемах.
Чем интересно гаражное виноделие
Гаражисты редко выпускают больше 10 тысяч бутылок вина в год. Как правило, они занимаются виноделием в небольшом помещении или арендуют его. Часто у крафтовых хозяйств не хватает денег на бочки, чтобы делать в них вина, рассчитанные на длительную выдержку. Поэтому такие напитки лучше не хранить несколько лет, как, например, вина из бордоских шато.
Если большинство крупных виноделен старательно фильтруют свои напитки, чтобы в их ароматике не проявилось случайных тонов, то гаражисты часто делают более щадящую фильтрацию, которая придает винам дополнительные, иногда даже дикие ноты. Они часто экспериментируют, пробуя разные способы выдержки и неожиданные сочетания сортов винограда. Поэтому вино из одного сорта у гаражистов каждый год может сильно отличаться.
За какими гаражными виноделами из России стоит следить
«Коммуналка»
Проект трех компаньонов: ростовского винодела Александра Голубева, директора смоленской алкогольной сети Натальи Судовской и москвички Ольги Герасимовой, которая продала свою квартиру в Москве, чтобы уехать в Крым и делать вино на полуострове. Компаньоны «Коммуналки» работают вместе, но у каждого из них собственное видение того, каким должно быть привлекательное российское вино. Поэтому каждый из трех специалистов создает напитки своего авторства, но при этом делает это под единым брендом. Например, одним из авторов вина от «Коммуналки» была Наталья Судовская — сторонница классических технологий в виноделии. Ее вино из «алиготе» выполнено в консервативном бургундском стиле, то есть выдержано на осадке.