Ушла за мамонтом: как антропологи доказывают, что женщины прошлого тоже охотились
«Сильные и выносливые мужчины охотились на мамонтов, женщины ждали в пещере или занимались собирательством» — примерно так многие представляют себе жизнь доисторических людей. Современные исследования показывают, что эти представления часто ошибочны. Разбираемся, как ученые опровергают гендерные стереотипы о каменном веке и современности.
В 1966 году антропологи Ричард Б. Ли и Ирвен ДеВор провели в Чикагском университете конференцию «Человек-охотник» (Man the Hunter). Антропологи, историки и ученые из разных научных сфер съехались обсудить примитивные общества охотников и собирателей. Изучение таких общество помогает понять, каким было прошлого нашего вида. Основная идея конференции сводилась к тому, что раз именно охота позволила человеку существовать, то построить любую теорию общества будет невозможно без понимания, как именно жили и эволюционировали охотники: кем они были, как и на кого охотились. В 1968 году издательство Aldine Transaction опубликовало книгу «Человек-охотник», под обложкой которой собрала доклады с конференции. В ней окончательно оформилась одна из самых влиятельных и известных идей антропологии. Кратко ее называют «мужчина — охотник, женщина — собирательница». В упрощенном виде она предлагает нам следующую картину прошлого: пока мужчины рисковали жизнью и храбро шли на мамонтов, женщины сидели с детьми в пещерах. В книге, например, сказано: «Жизнь человека как охотника предоставила все основные ингредиенты для достижения цивилизации: генетическую изменчивость, изобретательность, системы речевой коммуникации, координацию социальной жизни».
Слово «мужчина» в названии конференции, книги и концепции Man the Hunter вообще-то используется как гендерно-нейтральный термин, подобный термину «человечество». Однако редко интерпретируется или подразумевается именно так. Довольно быстро сложилась несколько искаженная картина. Получилось, что «мужские» виды действительности способствуют развитию человечества, добавляя в рацион пищу, богатую питательными веществами, а женский труд — эволюционно неважен.
Сборник статей «Женщина-собиратель» под редакцией Дальберг, изданный в 1981 году, был феминистским ответом на концепцию о мужчинах-охотниках. Исследователи в ней предложили считать, что работа женщин не менее важна и что мужчины и женщины сотрудничали для создания уникальной социальной организации нашего вида. Однако обсуждение к тому времени уже вышло за пределы академических залов и укрепилось в обществе стереотипной установкой «мужчина — охотник, женщина — собирательница». Современные исследования из многих областей оспаривают ее.
В первую очередь под сомнению эту парадигму ставят археологические исследования. С развитием более точных методов анализа данных (палеогенетики, исследующей древние ДНК, и палеопротеомики, изучающей древние белки) ученые стали точнее определять пол древних людей. Довольно скоро появились доказательства, что женщины охотились (и воевали) на протяжении всей истории Homo sapiens.
Скелет с оружием
Например, в 2018 году в высокогорной зоне Анд Виламайя Паджа обнаружили захоронение, возраст которого оценивается в 9000 лет. В погребении находилась взрослая женщина, а также ее охотничий инвентарь — каменные метательные наконечники и инструменты для обработки животных. В 2020-м исследователи из Калифорнийского университета в Дэвисе провели метаанализ подобных захоронений в Америке. Из погребений позднего плейстоцена и раннего голоцена они идентифицировали 429 особей. От 30 до 50% охотников в популяции оказались женщинами. Причем речь идет об охоте на крупную добычу.