Крафт-ренессанс: как ручной труд вернулся в дизайн-индустрию
Предметы ремесленного производства серьезно потеснили промышленные объекты. Выясняем, как техническая революция спровоцировала новый тренд, и пытаемся разобраться в цене и ценности ручного труда.
В индустрии дизайна и не только в ней наметился повышенный интерес к декоративно-прикладному искусству (ДПИ) и предметам, созданным с использованием ремесленных технологий. Ко всему сделанному вручную — в противовес машинному массовому производству. Интерес этот отразился на наших потребительских привычках настолько, что даже хлеб, кофе и пиво мы сегодня предпочитаем с маркировкой «крафтовый». Так что же такое современное прикладное искусство и ремесло и в каких отношениях они состоят с искусством и дизайном? Почему предметы ручной работы снова стали такими желанными? И что ждет нас в ближайшем будущем?
Размывание границ и новые смыслы
Спросите кого угодно — искусствоведа, галериста, художника, производителя, коллекционера, — что такое декоративно-прикладное искусство и чем оно отличается от всех его производных, и вы услышите совершенно разные ответы. Оказывается, сегодня даже специалисты не могут найти согласия в этих вопросах. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона, изданном в 1907 году, говорится: «У французов вошло недавно в употребление название «декоративное искусство» для различных отраслей ремесленного производства, нуждающихся в помощи искусства, каковы изготовление изящной мебели, ковров, кружев, стеклянных и гончарных изделий, ювелирных изделий, бронзы, обоев и других предметов роскоши». В наши дни это определение верно лишь отчасти. Сложившаяся терминология явно не успевает за активно развивающимся художественным процессом. А все, что связано с ремесленным производством, переживает кризис идентичности. Академия художеств недавно выпустила монографию «Прикладное, коллективное, дизайн. К проблеме современной терминологии декоративного искусства и дизайна», где авторы открыто заявляют, что «часто мы совсем не понимаем друг друга, поскольку традиционная, классическая терминология используется сегодня крайне произвольно». Еще менее отчетливы границы между дизайном, искусством и декоративно-прикладным искусством.
Со времен первой промышленной революции ремесло и дизайн всегда находились на разных полюсах. Первое всегда представлялось чем-то архаичным, даже регрессивным, второе — символизировало прогресс и будущее. Искусству и вовсе приписывалось божественное происхождение, в то время как ремесло считалось уделом людей. Но в какой-то момент, после мирового экономического кризиса 2007–2008 годов, дизайн вдруг обратился за вдохновением к ремесленным способам производства. Многие люксовые марки начали внедрять элементы крафта в свою продукцию, сделав это частью маркетинговой стратегии. Ремесло и промышленность стали постоянными партнерами, дизайнеры не раздумывая сочетают производственные процессы с ручным трудом. Пренебрежительное отношение к термину «ремесло» в современной практике теперь просто неуместно. Но взаимодействие, о котором идет речь, — это, безусловно, результат неудовлетворенности существующим положением вещей и потребность в чем-то новом. Иначе прагматичный бизнес не стал бы так активно эксплуатировать эту тему. Что же подготовило почву для подобных перемен?