«Джокер»: человек, который смеется
Что бы там ни говорили маститые кинорежиссеры, фильмы по комиксам сегодня перестали считаться «низким искусством» — по крайней мере, картины уровня «Джокера» Тодда Филлипса («Золотой лев» Венецианского фестиваля уж что-нибудь, да значит). Поместив в центр повествования заклятого врага Бэтмена, режиссер рассказывает историю одного безумия, заставляя зрителя сочувствовать (анти)герою. Или, во всяком случае, лучше его понимать.
Нужно быть смешным для всех
Америка, Готэм-Сити, начало 1980-х. Грязь на улицах, безработица, отсутствие перспектив. Вокруг — все те же лица, изнуренные, уставшие, как пел Гэри Джулс в песне «Mad world». «Дело во мне — или весь мир сходит с ума?» — спрашивает Артур Флек своего психотерапевта. Он еще не знает, что программу его лечения скоро свернут и он останется один на один со своим все нарастающим безумием.
Артур — паяц на полставки. Работает клоуном, мечтает о карьере стендап-комика. Коротает вечера за просмотром комедийного шоу своего кумира — Мюррея Франклина, пишет отчаянно несмешные шутки. В него не верит никто — даже мать, к которой Флек болезненно привязан («Разве для того, чтобы быть комиком, не нужно быть смешным?»).
Но она, мама, всегда твердила, что предназначение Артура — приносить радость и счастье в этот мир, и он упорно следует ее завету, оскальзываясь, падая и поднимаясь снова. А город, безжалостный Готэм, каждый раз бьет его наотмашь, под дых, и, наклонившись над распростертым на холодной земле телом, безжалостно хохочет.