Компьютерное зрение, роботы и новые виды терапии. Как сегодня лечат рак
Заболеваемость злокачественными новообразованиями растет. Только за 2018 год отечественные медики зарегистрировали около 625 тысяч впервые заболевших. По данным Всемирной организации здравоохранения, каждая шестая смерть в мире связана с онкологическим заболеванием. При этом в новостях регулярно появляются сенсационные сообщения о новых лекарствах и методах. К сожалению, позже выясняется, что бóльшая часть из них не прошла клинические испытания. «Сноб» поговорил с практикующими экспертами-онкологами из Института онкологии Европейского медицинского центра о действительно эффективных и реально существующих инновациях в лечении рака
Таргетная и иммунная терапия
Мануэль Руис-Эчарри, онколог:
Каждая опухоль — это по сути набор специфических мутаций, возникший у конкретного человека. Так как у каждого он индивидуален, современные онкологи делают большую ставку на генетический анализ злокачественного новообразования. Изучив природу мутаций, они, если это возможно, предлагают пациенту индивидуальное лечение, которое будет работать именно у него. Такая терапия называется таргетной (от англ. target — цель, мишень). Она особенно нужна тем, кому не помогли стандартные схемы лечения. Определение генетического «портрета» опухоли, или профилирование новообразования, занимает около 7 дней. Также проводятся специфические обследования, которые позволяют обнаружить микроскопические очаги опухоли или метастазов. Все уточняющие исследования занимают один день. После этого можно начинать лечение. К сожалению, многие раковые клетки во время лечения эволюционируют и меняют свою ДНК, поэтому такой метод не является универсальным, стандартные схемы лечения все еще остаются актуальными.
Еще один новый метод в онкологии — иммунная терапия. Разработке этого вида лекарственного лечения способствовало недавнее раскрытие механизма иммунного ответа при онкологических заболеваниях, за что в 2018 году американец Джеймс Эллисон и японец Тасуку Хондзе получили Нобелевскую премию. Иммунная терапия активизирует собственные защитные силы организма для борьбы со злокачественными клетками. Ее эффективность высока, переносится она удовлетворительно, а побочные эффекты легче, чем у химиотерапии. Иммунотерапевтические препараты стали важной частью противоопухолевого лечения меланомы, рака почки, рака печени, разных подтипов рака легкого, опухолей ЖКТ и других онкозаболеваний. При лимфоме Ходжкина иммунотерапия показывает высокую эффективность даже после трансплантации костного мозга. К сожалению, эффективно применять эту терапию ко всем видам рака невозможно, поскольку иммунная система человека может справиться не со всеми типами опухолей. Поэтому она изначально показана не всем пациентам.
Одно из передовых направлений в иммунотерапии — это CAR-T-клеточная терапия, одобренная для лечения некоторых форм онкогематологических заболеваний (острого лимфобластного лейкоза, крупноклеточной В-клеточной лимфомы). Здесь все начинается с выделения Т-лимфоцитов пациента, их размножения и генетической модификации, в результате которой они начинают «узнавать» опухоль. Далее активированные и модифицированные Т-лимфоциты возвращают в организм пациента, они находят и уничтожают опухоль. Однако есть проблемы, которые ограничивают применение этого эффективного вида лечения. В частности, CAR-T-клеткам довольно трудно попасть к опухоли из-за ее иммуносупрессивного (угнетающего иммунитет) микроокружения. В перспективе решением может стать региональное, а не системное введение CAR-T-клеток (то есть вводить их можно будет непосредственно в опухоль), а также активация Т-клеток на несколько антигенов опухоли.