Вдова актера Вадима Спиридонова — о том, каким он был в жизни

Коллекция. Караван историйРепортаж

Вдова Вадима Спиридонова: «Думаю, он опередил свое время. Сейчас бы нашел применение своим задумкам»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: Sovkinoarchive/Vostock Photo

В этом году исполнилось бы 80 лет выдающемуся русскому актеру Вадиму Спиридонову. Он прожил большую творческую жизнь и очень короткую человеческую — только 45 лет. Наш журнал дружит с уникальным человеком — Валентиной Сергеевной Спиридоновой. Вот уже 35 лет она живет одна и хранит память о своем муже. В 70—80-е годы Вадима Спиридонова знала вся советская кинотусовка, все любили, все приглашали сниматься. Фильмы «Юность Петра», «Вечный зов», «Демидовы», «Батальоны просят огня», «Любовь земная» помнят и пересматривают. Мы поговорили со вдовой актера о том, каким он был в жизни.

— Валентина Сергеевна, хотелось бы создать живую картину... Чем Вадим Семенович увлекался, как жил, чем он дышал... Уникально то, что вы знали его еще подростком. Каким он был?

— Он очень выделялся среди сверстников своей, я бы сказала, неуемной энергией. А тяга к театру у него была с детства. Мама Вадима рассказывала, как он во дворе, в Колодезном переулке, устраивал представления вместе с другими детьми. И Вадим всем этим делом руководил, он был как вожак среди своих сверстников. А уже став старше, в 14—15 лет, стал участвовать в самодеятельности. Семья переехала на Лефортовский Вал. Там неподалеку был Дом культуры «Чайка» при заводе «Салют». В этом учреждении были очень хорошие педагоги, театральным кружком руководил Василий Васильевич Ткачук, который давал Вадиму разные героические роли. Посещал он и кружок театральных миниатюр, где ставили очень интересные номера. Вадим с юности был очень музыкален. Ему очень нравился джаз, нравился Элвис Пресли, он одним из первых научился танцевать рок-н-ролл. Когда нам было уже лет по 17—18, ходили на танцевальные вечера, нас там окружали и просили, чтобы мы с Вадиком станцевали. Он крутил-вертел меня, я с ним превращалась в совершенно другую девочку, нежели была дома. Дома я была послушная, дисциплинированная, а с ним такая разбитная девчонка... И так мы танцевали, пока к нам не подходил комсомольский патруль и не выводил нас, — бывало и такое.

— Как в те годы, в самом начале шестидесятых, мог ухаживать молодой человек? Как отдыхала молодежь?

— Денег не было. Но для того, чтобы подарить цветы... Конечно, это некрасиво, но Вадим мог потихоньку на какой-то клумбе нарвать их, и это для него было нормально. Мы много общались с его друзьями. Они у него были абсолютно разные. Например, Женя Волков, папа у него работал проректором института. Мы приходили к нему в большую квартиру, там стояло пианино, была красивая посуда. И мы устраивали, как бы сейчас сказали, вечеринки, на самом деле с очень скромным угощением. А когда уже учились в институте, Вадик очень сдружился с Валерой Лонским. Впоследствии он стал режиссером, снял фильм «Приезжая» и другие... Валера учился на режиссерском факультете, а Вадик у Герасимова — на актера. Валера очень любил Вадика снимать в своих учебных фильмах. Мы жили в Чертаново, а они с женой Надей — в Кузьминках. Мы часто встречались. Денег ни у них, ни у нас не было, мы покупали десятка два котлет по 20 копеек, какую-то картошку приносили, а уж если у кого-то капуста была, то это просто пир... И покупали такие большие плетеные бутылки болгарского сухого вина, «Гамза» называлось. Сидели до четырех часов утра, что-то обсуждали, спорили, читали стихи... Нам нравился Есенин, мы знали и Бродского, Вадик очень много стихов знал, и среди них — как бы таких забытых поэтов. И даже когда случались какие-то неприятности, он всегда вспоминал слова Мандельштама: «Ну что, времена, ребят, не выбирают, в них живут и умирают». Это у нас была как присказка.

А потом добирались домой, денег на такси не было. Помню, однажды — время было уже, наверное, три-четыре утра — проезжала уборочная машина с этой метелкой. Попросили подвезти нас. Водитель сказал: «Ребята, вы такие молодые, веселые, лучше мне что-нибудь расскажите». Вадик говорит: «А давай мы тебе стихи почитаем». И вот мы этот час, пока машина медленно ехала, его развлекали. Вначале договорились доехать за какие-то копейки, а когда приехали, водитель сказал: «Денег не нужно. Я побывал на таком концерте!» Мы говорим: «Ну ладно, в следующий раз мы тебя будем вызывать». Посмеялись. Были такие моменты, которые сейчас вспоминаешь с особенным теплом.

Вадим Спиридонов с женой Валентиной Спиридоновой. Фото: из архива В. Спиридоновой

— А с кем еще из актеров дружил Вадим Семенович?

— Близкой дружбы между актерами не может быть, потому что они то там снимаются, то тут. Расходятся, группы меняются. Ну перезваниваются, где-то чисто случайно встречаются. Но мы познакомились и подружились с Леонидом Филатовым, у нас сложилась ненавязчивая дружба. И когда Вадик умер, Леня Филатов начал тогда уже делать цикл «Чтобы помнили». Снял и о Спиридонове. Потом говорил: «Это актер такого масштаба, что я хотел снять о нем две серии, но мне сказали: нет, не тот формат». Тем не менее я очень благодарна была Филатову, что он подготовил эту передачу.

— Валентина Сергеевна, знаю такой факт из жизни Вадима Семеновича, что он еще до актерского факультета получил профессию слесаря. Потому что учился в школе рабочей молодежи, где все были обязаны где-то работать. Скажите, а он умел что-то делать руками, что-то это ему дало?

— Нет, таких навыков у него не было. Почему профессия слесаря? Его папа работал ведущим инженером на заводе «Салют». Мама — главным бухгалтером в НИИ стекловолокна. Куда можно молодого человека пристроить? Отец сказал: «Я его устрою на завод, в сборочный цех, к своим друзьям, пусть этого оболтуса немножко обучат». Ну а как Вадим работал? Он придет, расскажет рабочим интересные истории, покажет миниатюрки — вот и вся учеба... Так что хозяйничать Вадим не умел. Если вбивал гвоздь, то половины стены не было. Все делала я. Даже карнизы могла сама повесить, обои клеила — это все я умела.

— Ну не может человек уметь все. Зато я не ошибусь, наверное, если скажу, что он был очень спортивным.

— Да. Начал ходить на бокс, хотя отец ему запретил, сказал: «Тебе там все мозги выбьют». Но Вадим занимался все равно. А еще мастерски овладел искусством верховой езды. Он дружил с каскадером-конником Виктором Григорьевым. Прекрасно скакал на лошади, хорошо водил машину, можно сказать, почти как профессиональный гонщик.

Вадим Спиридонов, Наталия Белохвостикова и Валентина Теличкина в фильме «У озера», 1969 год. Фото: из архива киностудии им. М. Горького

— Машины тогда были какие, «жигули»?

— «Жигули», да, первая — пятая, потом была уже шестая. Как он любил свой автомобиль! Вот если бы его спросили, кого любит больше всего, он бы, наверное, сказал «машину». Относился как к очень близкому, родному человеку. А самые первые «жигули» появились от мамы. Он была известным в своем районе врачом, ее поликлиника — при заводе «Серп и молот», и ей выделили машину. Вадим был самоучкой, права ему помогли сделать. А меня заставил пойти на курсы вождения. Я добросовестно сдала на права, причем с первого раза, хотя мои приятельницы по пять раз ходили. Говорю: «Все, Вадик, я получила права, пусть у меня будут одни ключи». А он отвечает: «Размечталась!» — «А зачем же я тогда училась?» — «А это на всякий пожарный случай, мало ли что. Будешь со мной ездить и учить меня правилам движения». И я с ним ездила. Ну, какие-то простые правила он знал, так как с 14 лет умел водить машину. А те правила, что посложнее, я ему объясняла.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Светлана Моргунова. Примадонна телевидения Светлана Моргунова. Примадонна телевидения

Она никогда не носила корону. У Светланы Моргуновой было много поклонников

Коллекция. Караван историй
Жить в поиске Жить в поиске

Художница Любовь Попова: новатор в живописи, сценографии, промышленном дизайне

Дилетант
Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!» Татьяна Буланова: «Что касается любви — бросаюсь в омут с головой, и будь что будет!»

Я привыкла рассчитывать на себя, мне так проще

Коллекция. Караван историй
Хмелита: день сегодняшний и завтрашний Хмелита: день сегодняшний и завтрашний

О нынешнем дне усадьбы Хмелита и всего музея-заповедника

Знание – сила
Глеб Калюжный и Юрий Стоянов Глеб Калюжный и Юрий Стоянов

Любимый динамический дуэт Стоянов — Калюжный снова в деле

Собака.ru
Всхлип тишины Всхлип тишины

Джошуа Оппенхаймер и его «Конец света»

Weekend
Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК» Анна Чурина: «Именно после «Олигарха» я твердо решила поступать во ВГИК»

1999 год. Центр Милана. Пьяцца Дуомо. За мной гонится мафия, я бегу, падаю

Коллекция. Караван историй
О происхождении реликтового излучения О происхождении реликтового излучения

Что собой представляет реликтовое излучение?

Зеркало Мира
Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни» Филипп Бледный: «Оглядываясь назад, понимаю — не желал бы вернуться ни в один отрезок своей прежней жизни»

Никогда больше не сыграю Веника из «Папиных дочек»

Караван историй
Привычка быть счастливой Привычка быть счастливой

Как Марина Александрова транслирует свою миссию «делать людей счастливыми»

OK!
Уголовница, изменщица, спецагент Уголовница, изменщица, спецагент

Версий «Мурки» существует бессчётное множество, и это делает ее такой загадочной

Дилетант
Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня Веган, дауншифтер, прокрастинатор: каким мы видим Льва Толстого сегодня

Разбираемся в нюансах поп-культурного образа Льва Толстого

РБК
«У человечества сейчас сказочный период» «У человечества сейчас сказочный период»

Юрий Колокольников о моде на сказки, глобализации, инопланетянах и котах

Правила жизни
Снова всегда Снова всегда

Как Чарли Кауфман сводит все концы со всеми началами

Weekend
«Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды «Вайб», brain rot и manifest: как слова 2024 года отражают наши страхи и надежды

Как через слова люди реагируют на текущие вызовы и изменения?

Forbes
Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру Эра Тейлор Свифт: чем одна из главных поп-артисток вдохновляет женщин по всему миру

Почему тысячи женщин пытаются быть похожими на Тейлор Свифт?

Forbes
Непростой узелок Непростой узелок

О чем сообщают увеличенные лимфоузлы у ребенка?

Лиза
«Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда «Никто не может нас обидеть, кроме нас самих»: почему это неправда

Почему нельзя игнорировать обиду?

Psychologies
Большая история маленького самолета. Часть 2 Большая история маленького самолета. Часть 2

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
Королевский детектив Королевский детектив

В 1694 году Филипп Кристоф фон Кёнигсмарк вошёл во дворец Эрнста Августа

Дилетант
Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров Клятва Гиппократа, миссия на Марс и ключ от шифров

Как ИИ и новые технологии меняют научные подходы и практики

РБК
Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР Когда застывшие чувства становятся хронической болью: как жить с человеком с ПТСР

Какие симптомы наблюдаются в ситуации травмы и как жить с человеком с ПТСР?

Psychologies
Большая история маленького самолета. Часть 1 Большая история маленького самолета. Часть 1

Через призму суперджета смотрим на российский авиапром в новейшем времени

Наука и техника
20 популярных вопросов о посудомоечных машинах 20 популярных вопросов о посудомоечных машинах

Гид по посудомоечным машинам: всё, что вы хотели бы спросить

CHIP
Правила волшебства Правила волшебства

Вы когда-нибудь замечали, как волшебные сказки похожи друг на друга?

СНОБ
«Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии «Роналду в дартсе»: как любитель фастфуда стал самым популярным спортсменом Британии

О слабости Люка к фастфуду и увлечении компьютерными играми

Forbes
Возвращаться домой Возвращаться домой

Обновленный Geely Coolray и тяга к жизни

Автопилот
Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов» Владимир Мартынов: «Сейчас не время Эйнштейнов или Ньютонов»

Об актуализации генетической памяти и принципе пестрых овец Иакова

СНОБ
Счастье, грусть и черный юмор: 10 фильмов и сериалов про материнство Счастье, грусть и черный юмор: 10 фильмов и сериалов про материнство

10 фильмов и сериалов, которые показывают, каким разным может быть материнство

Forbes
Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов Дом, который убивал своих жителей: радиационный инцидент в Краматорске 1980-х годов

Как затерянный в стене квартиры цезий уносил жизни одну за другой

ТехИнсайдер
Открыть в приложении