Коллекция. Караван историйРепортаж
Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев
На экране он был настоящим народным героем. Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой. Его обаятельные персонажи вызывали смех, улыбку, им верили, как веришь своему старому другу...
Помню, как папа рассказывал: «Сколько раз мне говорили люди на улице — вот бывают моменты, что дома не ладится, на работе дела не идут. Включаешь телевизор, а там «Иван Васильевич...». И жизнь опять жизнь, ей радуешься. Великое дело! Великое!»
Папа во многом был комедийным актером. Но при этом считал, что это очень трудный жанр, ведь вызывать смех порой сложнее, чем слезы. Однажды у режиссера Леонида Гайдая спросили:
— Скажите, а как вы снимаете ваши комедии?
На что Гайдай ответил:
— Свои комедии я снимаю очень серьезно.
И действительно, как вспоминал папа, Леонид Иович сердился, если вдруг кто-то из актеров невпопад смеялся на съемочной площадке.
— Скажите, Леонид Вячеславович рассказывал вам о своем детстве, родителях?
— Папа не очень любил об этом вспоминать. Знаю, что мой дедушка Вячеслав Яковлевич работал слесарем на авиационном заводе «Салют», а бабушка Валентина Дмитриевна была дамским парикмахером.
Папа родился 8 октября 1936 года на окраине Москвы. Бабушка говорила, что они назвали сына в честь Леонида Утесова. Тогда был пик популярности утесовского джазового ансамбля. Времена были непростые. Семья Куравлевых теснилась в одной комнате большой коммуналки. Но детство — в любом случае светлая пора. Как папа сам об этом рассказал в интервью: «Детство — оно всегда счастливее, даже такое, как у меня. Я из рабоче-крестьянских. Окраина Москвы, рабочий люд, хулиганы. После того как маму арестовали по 58-й статье сразу после начала войны, я стал жить у ее сестры. Маму сослали в поселок Зашеек Мурманской области, и потом она долго не могла вернуться в Москву».
Ну что я могу к этому добавить? Когда бабушку арестовали по анонимному доносу и сослали, папе исполнилось пять лет. Дедушка работал на авиазаводе, уже шла Великая Отечественная война. Он был талантливым и рукастым человеком, механиком, слесарем. Его оставили в тылу, на фронт не отправили. Работал он буквально сутками, часто ложился спать в цеху, у станка. Маленьким Леней заниматься было некогда. Его воспитывала тетя Надя, родная мамина сестра. После войны папа поехал к маме в поселок Зашеек, где она жила в ссылке, и целый год провел с ней. Там он пошел в пятый класс. Когда бабушку реабилитировали, она смогла вернуться в Москву.
К сожалению, своих дедушек я не застал, только обеих бабушек.
Вячеслав Яковлевич Куравлев был очень интересной личностью. Недавно мы с сестрой нашли дедушкину членскую книжку московского мотоклуба, есть и его фотографии с мотоциклами. Он, как оказалось, серьезно этим увлекался: сам чинил мотоцикл, все делал своими руками. Мне кажется, мой старший сын Степан чем-то похож на своего прадеда, если судить по фотографиям. А самое главное, Степа с детства тоже любит со всякими моторами возиться, и у него это неплохо получается. А вот мы с папой как-то не по этой части...
— В кого тогда пошел Леонид Вячеславович своим актерским даром? Он с детства хотел стать артистом?
— В кино папа попал случайно. Естественно, он бегал с одноклассниками в кинотеатр «Родина», что на Семеновской площади. Его любимым фильмом был трофейный «Большой вальс». Но он никогда и не мечтал об актерской профессии, даже в школьной самодеятельности не участвовал. Правда, однажды в десятом классе ребята устроили вечер, на который пригласили девочек из соседней школы. Папа играл Швандю в отрывке из «Любови Яровой». Ну и что такого? Думаю, он не придал значения своему участию в концерте. Пошел в актеры не потому, что почувствовал в себе какой-то талант, а от... безысходности.
В школе ему не давались точные науки, но он очень хотел стать студентом. А куда поступать с плохими отметками? Однажды его двоюродная сестра посоветовала подать документы во ВГИК:
— Там не нужно сдавать ни математику, ни физику. Актерам они ни к чему.
Папа обрадовался:
— Ну, тогда я попробую.
Родня к выбору сына отнеслась с насмешкой: куда, мол, тебе бы, Леня, на завод. Но папа решил рискнуть. Правда, с первого раза он не поступил. И все-таки кто-то из приемной комиссии ему посоветовал, дав надежду: «Знаете, молодой человек, в вас что-то есть, попробуйте прийти через год». Папа год работал на фабрике елочных игрушек. В 1955-м ему наконец удалось поступить во ВГИК на курс прославленного педагога Бориса Владимировича Бибикова.
Папа с очень большим уважением относился к Бибикову. Бибу, так называли своего педагога студенты, все любили. Борис Владимирович на своем веку вырастил много знаменитых актеров, таких как Нонна Мордюкова, Вячеслав Тихонов, Майя Булгакова. На курсе с папой учились Софико Чиаурели, Светлана Дружинина, Татьяна Бестаева.
На первом курсе папа был довольно застенчивым, среди студентов ничем особым не выделялся. Так много всего сразу навалилось: актерские этюды, репетиции, показы отрывков... Учиться ему было психологически непросто, никак не удавалось полностью раскрыться. В конце второго курса Бибиков поставил ему двойку по актерскому мастерству, а это означало одно — исключение! Папа с этим внутренне смирился, но тут за него вступились однокурсники. И Бибиков сжалился, оставил папу в институте.
И вот на третьем курсе дела пошли в гору! У папы появилось больше уверенности в себе, комплексы отошли на второй план. Вскоре его стали считать одним из самых перспективных молодых актеров. И в итоге получилось так, что со всего курса он оказался самым востребованным. Вот как бывает в жизни!
А ведь не заступись за папу его товарищи, не было бы актера Леонида Куравлева. Он бы сам никогда не пошел просить за себя.
В начале карьеры папе здорово посодействовали режиссер Михаил Абрамович Швейцер и его жена Софья Абрамовна Милькина, которые всегда работали в тандеме. Однажды Софья Абрамовна пришла во ВГИК. Это была обычная практика: киношники всегда приходили в вуз посмотреть, какие кадры подрастают, кого из молодежи подключить к съемкам. К тому же она искала молодого актера на небольшую роль в фильме «Мичман Панин».
В аудитории шел экзамен по вокалу. Студент Куравлев под аккомпанемент рояля пел романс «Сомнение»: «Уймитесь, волнения страсти». Для пущей уверенности он выбрал сидящую в аудитории Софико Чиаурели и глядя ей в глаза, «объяснялся в любви». Он пел проникновенно, с большим чувством, помогая себе выразительной мимикой и жестами. Вдруг исполнитель романса с удивлением услышал какие-то сдавленные смешки в первом ряду. Покосился в угол и увидел женщину в черном костюме, которая буквально покатывалась со смеху. Это была Софья Абрамовна. С виду неприметный юноша запал ей в душу, покорил своей искренностью, она сразу поняла, что из него может получиться хороший комедийный актер.
После экзамена она подошла к нему и пригласила на пробы на роль кочегара Камушкина. Кстати, в фильме «Мичман Панин» папа здорово спел «Боже, царя храни!». Роль стала его путевкой в жизнь. Это ли не актерское везение — дебют у такого мастера!
С Михаилом Швейцером они сохранили хорошие отношения на всю жизнь. И впоследствии папа не раз снимался у Михаила Абрамовича, семь–восемь картин наберется. Одну из лучших своих ролей — Шуру Балаганова — он сыграл в его фильме «Золотой теленок»...
Однако для папы всегда стояла особняком роль Пашки Колокольникова в фильме Шукшина «Живет такой парень», его первая главная роль. Василия Макаровича папа не зря называл своим добрым гением.
Куравлева не хотел утверждать на роль худсовет, но Шукшин настоял на том, что Пашу Колокольникова сыграет его друг. Как не раз говорил папа: «Он этой ролью подарил мне счастливую киносудьбу».
После премьеры фильма журналисты спрашивали: «Как вам, коренному москвичу, удалось сыграть настоящего сибиряка?» А секрет был прост: он очень внимательно наблюдал за Василием Макаровичем — как тот ходит, как говорит, как жестикулирует, а потом талантливо повторял все это перед камерой.
Паша Колокольников сразу полюбился зрителям. Простой парень, водитель грузовика, вроде совершает простые поступки. И жизнь вокруг простая. Но в груди этого паренька бьется большое и доброе сердце, он искренне радуется, когда уокружающих все хорошо. И старается помочь людям.
Естественно, после этой картины Куравлева заметили, его стали приглашать и другие режиссеры. А ведь папа всегда говорил, что ему очень повезло с режиссерами. Так или иначе, актерская среда всегда конкурентна. На одну роль претендуют три–пять человек, а выберут одного. Кто-то мог подумать, ага, ну конечно, они же с Гайдаем дружат, он его и берет. Но если бы в кино снимали только по знакомству, успеха у фильмов не было бы.
Леонид Гайдай — тоже особенная страница в папиной жизни. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» на роль Жоржа Милославского претендовали Андрей Миронов, Георгий Бурков, Вячеслав Невинный, Анатолий Кузнецов. В конце концов выбрали папу. Жорж Милославский в исполнении Куравлева, на мой взгляд, ярчайший персонаж. Он вошел в золотой фонд советской комедии...
— Скажите, а историю знакомства ваших родителей вам рассказывали?
— Да, рассказывали. Они с мамой прожили вместе больше полувека. Познакомились совсем юными на городском катке в Измайлово. Это было любимое зимнее развлечение для детей и молодежи. И сейчас-то на каток люди ходят с большим удовольствием, а в те времена, наверное, особенно. Все выглядело очень празднично: сверкал лед, горели огоньки, играла музыка.