Отрывок из книги «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба»

ForbesКультура

«Это сильнейшее из всего, что может представить Европа»: как продвигали Кандинского

Редакция Forbes Life

«Кафе дю Дом». Монпарнас, Париж. Начало ХХ века. Фото- открытка (Фото DR)

В издательской программе музея современного искусства «Гараж» вышла книга Зинаиды Бонами «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба». Автор реконструирует историю погибшего в саратовской пересыльной тюрьме осенью 1941 года коммуниста Вальдена, одного из протагонистов немецкого экспрессионизма, издателя журнала «Штурм», первого галериста Марка Шагала и Василия Кандинского. С разрешения издателя Forbes Life публикует фрагмент книги.

Обложка книги Зинаиды Бонами «Герварт Вальден — куратор нового искусства. Жизнь и судьба». (Фото DR)

Рассуждая сегодня о современном, а вернее актуальном искусстве (contemporary art), мы подразумеваем глобальную инфраструктуру, охватывающую собой разнообразные выставки и ярмарки, конференции, церемонии, премии, интернет-порталы, музеи и галереи, находящиеся под опекой международных кураторов, а также разного рода патронов, коммерческих и медийных. Назначение этой гигантской сети — производство актуальных дискурсов, трендов и цен.

Ничего подобного в 1910–1920-х годах, когда галерея «Штурм» разворачивала свою деятельность, разумеется, не существовало. Но развитие публичной сферы, происходившее в Европе XIX века, потребовало более явного присутствия художников на общественной сцене и установления более тесного взаимодействия между ними. И прежде чем Вальден начал соединять на своих выставках картины, он обрел опыт объединения людей искусства. Интроверт по натуре, он в то же время обладал завидным умением завязывать знакомства и устанавливать контакты.

Эта способность обнаружилась в нем рано и в какой-то мере объяснялась превращением Берлина в арену международной художественной жизни. Он был, вспоминают современники, истинным берлинцем, тонко чувствовал этот город, о чем свидетельствуют его драматические сочинения, окрашенные особым берлинским колоритом и юмором.

Другим городом, в который регулярно ездил Вальден в молодые годы, был Мюнхен, неизменно соперничавший с Берлином за звание культурной столицы Германии. Начиная с конца XIX века сюда для обучения в частной школе живописи Антона Ажбе съезжались молодые художники из разных стран, в том числе из России.

Карлсплац, Мюнхен. 1906. Серебряно- желатиновый отпечаток. Музей архитектуры им. А.В. Щусева, Москва (Фото DR)

«Редкий представитель русского Серебряного века не побывал... в Мюнхене». Именно здесь, в особо концентрированной художественной обстановке этого города, выбор Вальдена своего жизненного пути стал все более склоняться в сторону изобразительного искусства. Он бывает в салоне русской художницы Марианны Веревкиной, дочери коменданта Петропавловской крепости и ученицы Ильи Репина, на Гизелаштрассе, 23. На третьем этаже этого здания, где обосновались Веревкина и ее друг Алексей Явленский, был устроен салон гизелистов, место встречи начинающих художников и уже вполне известных в художественном мире персон.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении