Кто пожертвовал Московской консерватории орган, а кто — 400 тысяч рублей

Культура.РФИстория

5 интересных фактов о Большом зале Московской консерватории

Автор: Анастасия Войко

0:00 /
564.274
Сцена Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва.. Фотография: Николай Винокуров / Фотобанк «Лори»

В 2021 году исполнилось 120 лет со дня открытия Большого зала Московской консерватории. Сейчас он считается одним из лучших в России. Портал «Культура.РФ» собрал пять интересных фактов об этом концертном зале. Читайте, кто пожертвовал консерватории орган, а кто — 400 тысяч рублей, куда из нее пропали портреты композиторов и почему в зале такая хорошая акустика.

Большой зал бесплатно спроектировал архитектор Высочайшего двора Василий Загорский

В конце XIX века Московская консерватория располагалась в доме князя Михаила Воронцова на Никитской улице. Его построили еще в XVIII веке как городскую усадьбу по заказу княгини Екатерины Дашковой. Однако студентов в консерватории с каждым годом становилось все больше, и уже к 1890-м годам в старом здании им не хватало места. Пианист Александр Гольденвейзер вспоминал: «Концертный» зал (он же оркестровый, хоровой и оперный класс)… мог обслуживать только закрытые, ученические вечера, самостоятельные ученические концерты и иногда камерные собрания Музыкального общества».

В 1890-х годах на месте дома Воронцова решили построить новое здание. Его первый кирпич заложили в июне 1895 года. Сама консерватория временно переехала в дом князя Голицына на Волхонке.

Проект нового здания безвозмездно разработал Василий Загорский, архитектор Высочайшего двора. До этого Загорский руководил реставрацией Московского Кремля, в том числе Большого Кремлевского дворца, построил гостиницу «Княжий двор» на Волхонке, доходный дом купца Камзолкина на проспекте Мира.

Но именно новое здание Московской консерватории сам архитектор считал своей лучшей работой. От старого особняка Воронцова Загорский оставил фасад с полуротондой — круглым выступом с колоннами. Все внутреннее убранство консерватории по его задумке изменили, расширили, добавили новые помещения — классные комнаты и квартиры служащих. На собственные деньги архитектор купил мрамор, из которого затем изготовили ступени Большого зала.

Здание строили пять лет. Большой зал открыли последним из всех помещений консерватории — 7 апреля 1901 года. А вскоре Василий Загорский попросил «сохранить за собой пожизненно и безвозмездно должность архитектора при здании консерватории». До своей смерти он отвечал за реставрацию и ремонт всех помещений здания.

Средства на строительство Большого зала собирали пожертвованиями

Витраж с изображением святой Цецилии в фойе Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва. Фотография: Владимир Горощенко / Фотобанк «Лори»

У Русского музыкального общества, учредителя Московской консерватории, не хватало денег, чтобы финансировать ее. Поэтому здание несколько раз закладывали — в XIX веке это была обычная практика. Денег на то, чтобы выкупить его или приобрести другое, у учредителей не было. Тогда директор Василий Сафонов открыл специальный фонд для сбора пожертвований. Уже в июне 1893 года император Александр III выделил Московской консерватории 400 тысяч рублей. Купец Гаврила Солодовников пожертвовал 200 тысяч рублей, а пианист Антон Рубинштейн — 9 тысяч.

Специально для Большого зала Московской консерватории предприниматель и меценат Сергей фон Дервиз заказал во Франции орган. А всю мебель для этого помещения оплатили купцы Морозовы и промышленник Павел Харитоненко.

В мастерских Северного стекольно-промышленного общества для Большого зала бесплатно изготовили витраж «Святая Цецилия». Он стал одним из самых больших в России: его размер составил 4 на 5 метров. Во время Великой Отечественной войны бомбардировки полностью уничтожили витраж, но в 2010–2011 годах его воссоздали по дореволюционным фотографиям и эскизам.

Орган Большого зала получил золотую медаль на выставке в Париже

Орган в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва. Фотография: Николай Винокуров / Фотобанк «Лори»

Орган, который и сейчас находится в Большом зале Московской консерватории, предприниматель Сергей фон Дервиз заказал у Аристида Кавайе-Коля — одного из самых известных французских мастеров того времени. Кавайе-Коль реконструировал орган XVIII века в Нотр-Дам-де-Пари, создавал инструменты для церкви Сен-Сюльпис и базилики Святой Клотильды в Париже.

Орган для Московской консерватории Кавайе-Коль закончил в 1900 году. Музыкальный инструмент в том же году показали на Х Всемирной выставке в Париже, где он получил золотую медаль.

Чтобы доставить орган в Москву, его пришлось разобрать. Музыкальный инструмент везли в деревянных ящиках на поезде. В Большом зале орган устанавливали более трех месяцев. Под сценой для него устроили отдельное помещение: в нем расположились органные меха, из которых воздух поступал в трубы.

В начале 2010-х годов орган Кавайе-Коля отреставрировали. Чтобы вернуть инструменту первоначальный внешний вид и звучание, потребовалось более двух лет.

Акустика Большого зала признана историческим памятником

Вид с балкона на сцену в Большом зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва. Фотография: Николай Винокуров / Фотобанк «Лори»

Большой зал Московской консерватории сразу после открытия стал известен благодаря своей акустике. В газете «Московские ведомости» в 1901 году писали: «В акустическом отношении он вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды. Акустика и в Малом зале консерватории хороша, в Большом зале она, кажется, еще лучше».

Архитектор Василий Загорский добился хорошей акустики благодаря планировке зала, а также особой конструкции эстрады и потолка, полых внутри. По устройству они напоминали деку фортепиано. Изготовили их из особой породы дерева — резонансной ели. Потолок в зале строили отдельно от всего остального помещения, а затем устанавливали на специальные блоки уже в готовом виде.

Сейчас акустика Большого зала имеет статус исторического памятника и охраняется государством. За ее состоянием следят специалисты с помощью компьютерного оборудования.

Портреты композиторов в Большом зале меняли по требованию советского правительства

Николай Бодаревский. Портреты композиторов на южной стене Большого зала Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, Москва. фотография: macs24 / ru.wikipedia.org / CC BY-SA 3.0

В 1889 году директор Московской консерватории Василий Сафонов заказал для нового здания портреты известных российских и зарубежных композиторов. Над ними работал академик живописи, художник-передвижник Николай Бодаревский. В конце XIX века он считался одним из самых популярных портретистов. Кроме этого, Бодаревский вместе с Виктором Васнецовым, Михаилом Нестеровым и другими художниками расписывал храм Спаса на Крови в Петербурге.

Бодаревский закончил серию из 14 портретов к 1901 году. Перед открытием в Большом зале консерватории повесили изображения Петра Чайковского, Михаила Глинки, Роберта Шумана, Вольфганга Амадея Моцарта и других композиторов.

В 1953 году правительство СССР потребовало заменить часть картин в Большом зале. Чиновники решили, что в консерватории слишком мало изображений российских композиторов: только четыре изображения из 14. А еще здесь распорядились повесить портрет Фридерика Шопена, которого называли композитором-революционером. Шопен поддерживал Польское восстание 1830–1831 годов и даже написал «Революционный этюд», посвященный бунтовщикам.

Изображения Георга Фридриха Генделя и Йозефа Гайдна заменили портретами Модеста Мусоргского и Александра Даргомыжского, а вместо Кристофа Виллибальда Глюка и Феликса Мендельсона появились Фридерик Шопен и Николай Римский-Корсаков. После этого в Большом зале число портретов иностранных и отечественных композиторов сравнялось.

В 1998 году на складе Московской консерватории случайно обнаружили портреты Гайдна и Мендельсона. Вскоре их отреставрировали и вновь повесили в Большом зале. А вот портреты Генделя и Глюка так и не нашли.

 

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Пиноккио-убийца и людоедка из «Спящей красавицы»: 5 ужасных событий из оригиналов сказок Пиноккио-убийца и людоедка из «Спящей красавицы»: 5 ужасных событий из оригиналов сказок

Эти сказки почти наверняка тебе читала мама

VOICE
Зумеры у косметолога: что хочет изменить в себе молодое поколение Зумеры у косметолога: что хочет изменить в себе молодое поколение

Как желание изменить свою внешность уживается со стремлением к принятию себя

РБК
Выгулять собаку и слепить снеговика: 7 пасхалок в поисковике Google, которые могут парализовать работу в офисе Выгулять собаку и слепить снеговика: 7 пасхалок в поисковике Google, которые могут парализовать работу в офисе

Что произойдет, если набрать эти слова в поисковике Google?

СНОБ
Как взбить пух в пуховике после стирки: рабочие способы, которые восстановят внешний вид вещи Как взбить пух в пуховике после стирки: рабочие способы, которые восстановят внешний вид вещи

После этих методов пуховик снова будет как новый!

ТехИнсайдер
Когда жизнь — трагическая постановка: почему мы так любим драматизировать Когда жизнь — трагическая постановка: почему мы так любим драматизировать

Отрывок из книги Эми Джонсон «Токсичные мысли»

Psychologies
У пациентов с недавно диагностированной деменцией выявили повышенный риск суицида У пациентов с недавно диагностированной деменцией выявили повышенный риск суицида

Как риск суицида зависит от диагностированной деменции

N+1
Сандвичи, блокчейн и боты: новые схемы бизнеса криптотрейдеров Сандвичи, блокчейн и боты: новые схемы бизнеса криптотрейдеров

Прозрачность криптовалют позволяет трейдерам наживаться на простых людях

Forbes
5 органов, без которых может прожить человек 5 органов, без которых может прожить человек

Есть органы, без которых человек может жить вполне счастливо

ТехИнсайдер
Распутанная Вселенная: как квантовая запутанность принесла Нобелевскую премию Распутанная Вселенная: как квантовая запутанность принесла Нобелевскую премию

Ученые доказали, что Бог все-таки играет в кости

Forbes
Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT Как инвестировать в современное искусство — от классического до NFT

Делимся знаниями, без которых в мире коллекционирования не обойтись

РБК
«Не могу уснуть»: 5 способов убаюкать беспокойный мозг — попробуйте на себе «Не могу уснуть»: 5 способов убаюкать беспокойный мозг — попробуйте на себе

Случалось ли вам полночи проворочаться в безуспешных попытках уснуть?

Psychologies
Основательница шоурума русских дизайнеров — о свободных нишах Основательница шоурума русских дизайнеров — о свободных нишах

Татьяна Гуревич поделилась взглядом изнутри на в отечественную индустрию моды

РБК
Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища Астрономы создали модель гигантского звездного кладбища

Ученые попытались понять, как много звездных "трупов" усеивает космос

ТехИнсайдер
Злокачественные заболевания крови: что о них нужно знать каждому Злокачественные заболевания крови: что о них нужно знать каждому

Почему чек-апы так важны, особенно при онкологических заболеваниях крови?

Psychologies
Способы отомстить за хамскую парковку, не нарушая закон Способы отомстить за хамскую парковку, не нарушая закон

Варианты, когда месть за хамскую парковку эффективна и практически ненаказуема

Maxim
Что читать, если вы слишком тревожны? Фрагмент книги Роланда Паульсена «А вдруг?...Тревога: как она управляет нами, а мы — ею» Что читать, если вы слишком тревожны? Фрагмент книги Роланда Паульсена «А вдруг?...Тревога: как она управляет нами, а мы — ею»

Отрывок из книги «А вдруг?...» — актуального и злободневного нонфикшна о тревоге

Правила жизни
Очень страшные истории: Очень страшные истории:

Рассказ о простом пареньке, который встретился с ведьмой

VOICE
Лучше не станет, а время уйдет: почему не надо пытаться сохранять отношения Лучше не станет, а время уйдет: почему не надо пытаться сохранять отношения

"Работа над отношениями" — женская задача

VOICE
Китайская Народная Республика Китайская Народная Республика

Чем личный поворот на Восток отличается от публичного и почему еда превыше неба?

Правила жизни
На Аляске выбирают самого жирного медведя (фото прилагаются) На Аляске выбирают самого жирного медведя (фото прилагаются)

Дюжина самых жирных медведей Аляски

Maxim
3 вида истощения организма: чем они отличаются и как восстановить силы 3 вида истощения организма: чем они отличаются и как восстановить силы

Как распознать истощение организма и восстанавливать силы

Psychologies
Каким секс будет завтра? Обсуждают психолог, сексолог и суррогатный партнер Каким секс будет завтра? Обсуждают психолог, сексолог и суррогатный партнер

Как изменятся наши отношения, перенесем ли мы их в диджитал?

Psychologies
Об этом не рассказывают в школе: что за письмо сгубило Пушкина Об этом не рассказывают в школе: что за письмо сгубило Пушкина

Вызов на дуэль Дантесу Пушкин бросил из-за некоего письма... Но какого?

VOICE
«Одолеть дементора»: можно ли вылечиться от депрессии раз и навсегда? «Одолеть дементора»: можно ли вылечиться от депрессии раз и навсегда?

Реально ли полностью вылечиться от депрессии и избежать обострений в будущем?

Psychologies
Деструктивные отношения: почему так трудно уйти? Деструктивные отношения: почему так трудно уйти?

Почему разрыв «токсичного» союза не всегда самый очевидный выход

Psychologies
«Все мои болевые точки находятся в семье» «Все мои болевые точки находятся в семье»

Наталия Мещанинова про наблюдения в Стране чудовищ

Weekend
Выбросить нельзя использовать Выбросить нельзя использовать

Как снизить объемы уничтожения просроченных продуктов питания

Агроинвестор
Утром стулья, вечером деньги. Как создать бизнес и продлить жизнь старым вещам Утром стулья, вечером деньги. Как создать бизнес и продлить жизнь старым вещам

Создательницы FChairs — о формате и реставрации мебели

СНОБ
Атмосферный роман Керри Мейер «Книжный на левом берегу Сены» о литературном Париже XX века Атмосферный роман Керри Мейер «Книжный на левом берегу Сены» о литературном Париже XX века

Отрывок из романа Керри Мейер о послевоенном Париже 1919 года

СНОБ
Для чего нужна доверенность на автомобиль и как ее оформить Для чего нужна доверенность на автомобиль и как ее оформить

В каких случаях не обойтись без доверенности на автомобиль?

РБК
Открыть в приложении