«Вы же девочки»: как детские игры и школьные дискотеки создают гендерные стереотипы
Дети усваивают гендерные роли не только через воспитание в семье, но и через игры в детском саду, внеурочные занятия в школе и даже замечания педагогов на переменах. Редактор Forbes Woman Мария Михантьева поговорила с социологом Ольгой Савинской о том, как это происходит, — а еще о том, зачем ученые изучают девичество и за что современные женщины чаще всего критикуют мужчин.
Ольга Савинская — кандидат социологических наук, академический директор Аспирантской школы по социологическим наукам НИУ ВШЭ. В числе ее исследовательских интересов — гендерная социализация, скрытый учебный план в школах и дошкольных учреждениях, формирование идентичности у девочек. Мы поговорили с ней о том, кто становится ролевыми моделями для современных школьниц, откуда они усваивают гендерные стереотипы и почему для девочек особенно важна поддержка родителей.
— Что такое девичество как объект научного изучения? Как и почему кому-то пришло в голову выделить его и обособленно изучать?
— В последние десятилетия в гендерных исследованиях все чаще заметен интерсекциональный подход. Когда мы начинаем говорить о социальных группах, то так или иначе задумываемся и о том, какой у них гендер, и о том, какой возраст, экономический статус, образование, социальный капитал. Все это — моменты, которые задают уникальность той или иной группы.
Девичество находится на пересечении двух секторов — исследований гендера и исследований детства и молодежи. Например, то, как девушки ухаживают за собой, чтобы быть красивыми, отличается от того, как это делают зрелые женщины — с точки зрения занятий, коммуникации, смыслов, которые вкладываются в эти практики. Когда берешься за определенный возраст, становится очевидно, что много специфичного. И именно эти особенности определяют профиль социальной группы.
Благодаря статистике и опросам мы можем соотнести, что делали в одном и том же возрасте представители разных поколений. Если продолжать говорить про уходовые практики, то у нового поколения по сравнению с позднесоветским они чаще привязаны к фитнесу. Это менее пьющее поколение, даже если мы говорим не только о столицах, но и о городах-миллионниках (многие видят причину этого в появлении новых форм досуга благодаря цифровизации).
У девушек, которые вырастали в постсоветское «тучные» нулевые, было больше возможностей работать над своей внешностью и идентичностью, чем у советской молодежи, — делать выбор если не в рамках школы, то во внешкольной активности. Цифровизация и потребительский бум сформировали поколение, которое на волне «гламуризации» их собственного детства приобрело противоположные качества — рефлексию и ограниченное экологическое потребление. Доступное разнообразие дало им возможность осознать, насколько важно иметь выбор и какую значимость для них имеют вещи. Молодежь вкладывает новые смыслы в то, что будет декларировать их социальный статус, поддерживать самооценку и показывать их индивидуальность. Поэтому, например, сейчас мы пришли к моде, которая представителям старшего поколения нередко кажется скучной, некрасивой, неяркой.
— Сейчас в ходу термин «гендерная социализация» — им легко объяснять особенности мышления и поведения, которые якобы свойственны мужчинам и женщинам. Как вам кажется, насколько он вообще рабочий?
— Появление гендерных исследований — это результат модернизации поствоенного общества XX века, так сказать, наследие эпохи Просвещения. Эти исследования показывают разные гендерные режимы в разных социальных средах. «Гендерная социализация» также может быть очень разной. Например, можно жить и воспитывать детей по «Домострою». Это тоже будет гендерная социализация, но в традиционном ключе. А можно стремиться к отказу от насилия (не только грубого физического, «шлепков», но и психологического), поддерживать детей и любые их начинания, чтобы у них была нормальная самооценка, не бояться, если дети интересуются кружками и секциями, где они окажутся в меньшинстве. Такое воспитание окажется более современным, нацеленным на равноправие. Все зависит от того, каким канонам мы следуем.
Заявляя, что мы воспитываем ребенка определенным образом, мы уже закладываем в нем отношение к гендерным нормам. Идея, что их можно конструировать, появилась не так давно. Мы осмысляем свои практики, критически относимся к тому, что с нами происходит, и пытаемся через эту критику улучшать разные процессы в обществе.
Обсуждение разных канонов и возможность их сосуществования — это признак современного общества. Даже воинствующие сторонники «Домостроя» сегодня понимают, что существуют и другие взгляды на воспитание. Грустно, когда обращенность в прошлое становится доминирующей, потому что мы уже живем во множественной современности. Увлеченность прошлым не дает нам прожить XXI век.