Коллекция. Караван историйРепортаж
Валентина Шарыкина: «Путевку в актерскую жизнь мне дал Миронов...»
«В Театре сатиры актеров, занятых в «Кабачке «13 стульев», называли «халтурщиками». Валентин Плучек передачу терпеть не мог, не давал ролей артистам, говоря им: «Вы маски! И уже не сможете играть серьезные роли». Когда Андрей Миронов единственный раз появился в роли ведущего, на него обрушился вал критики: «Ты с ума сошел! Сниматься в таком дерьме!» И его родители запретили ему участвовать в «Кабачке»...»
— Когда 16 января 1966 года на телеэкранах показали премьеру юмористической передачи «Добрый вечер», никто и предположить не мог, что она задержится на целых 15 лет! Зрители требовали продолжения. Долго искали новое название, наконец остановились на «Кабачок «13 стульев». Почему 13? Потому что в студии тогда оказалось 13 стульев.
Меня в «Кабачок» пригласил режиссер передачи Георгий Зелинский. Он был завтруппой нашего Театра сатиры и мужем актрисы Зои Зелинской. Они увлеченно работали над «Кабачком «13 стульев». Первыми «пани» стали Зоя Зелинская и Ольга Аросева.
Впервые Зелинские увидели меня, когда я поступала в труппу театра. Как рассказывала в одной передаче Зоя, они с мужем сразу же в меня влюбились: «Мы искали персонажей по всем юмористическим журналам, в основном в польских «Шпильках». И там был персонаж — барменша. И этой барменшей должна была быть Валечка, и никто другой!»
Георгий Васильевич как-то спросил меня: «А как бы вы назвали свою героиню?» Я ответила: «Моя бабушка — полька, у нее была подруга Жося. А я буду пани Зося». Первый и самый любимый костюм моей героине — синие платье и фартучек — сшили в «Останкино».
Зрителям так полюбились персонажи «Кабачка», что они актеров стали называть их именами. В Театре сатиры ходили по фойе и, рассматривая портреты, громко комментировали: «Это пан Директор! А это пани Зося! Ой, пани Моника! Смотрите, вот пани Тереза!» Режиссеру театра Валентину Плучеку этот ажиотаж страшно не нравился, и он при каждом удобном случае попрекал нас дешевой славой: «Вы маски! И уже не сможете играть серьезные роли».
— Валентина Дмитриевна, а какой сложился коллектив у «Кабачка «13 стульев»?
— Как в одном из интервью сказала Зоя Зелинская: «Самая большая удача «Кабачка» — что собрался дружный приятный коллектив, ни одной противной физиономии».
Зоя очень помогала мужу. Георгий Васильевич во всем с ней советовался и доверял ее вкусу. Правда, по ее словам, они без конца спорили на «производственные темы», причем на повышенных тонах. Помню, как перед съемкой она пытается ему что-то сказать, а он, закрыв глаза рукой, кричит: «Зоя Николаевна, не вступайте со мной в диалог! Мне снимать надо, а никого нет на съемочной площадке. Все стали такими гениальными, зачем репетировать?» Действительно, все актеры, занятые в «Кабачке», мгновенно стали звездами всесоюзного масштаба. Их приглашали в кино, гаишники отдавали честь, продавцы предлагали дефицит, сам Брежнев с удовольствием смотрел все передачи.
У «Кабачка» было несколько ведущих. Вначале это был Александр Белявский. Он первый перевел из польских «Шпилек» смешные миниатюры. Но в то время снимался в фильме «Четыре танкиста и собака» и был вынужден уезжать на съемки. Вскоре он покинул передачу, и его заменил Андрей Миронов. Когда он единственный раз появился в роли ведущего, на него обрушился вал критики: «Ты с ума сошел! Сниматься в таком дерьме!» И его родители запретили ему участвовать в «Кабачке»...
И только потом появился пан Ведущий — Михаил Державин. Он очень полюбился всем зрителям. Мише и стараться не надо было! Стоило ему улыбнуться, как все таяли. Его тесть, знаменитый маршал Буденный, говорят, не пропускал ни одного выпуска «Кабачка» и всем с гордостью говорил: «Это мой зять!» Дочка Державина рассказывала, что, когда умер Буденный, похороны транслировали на всю страну. Телевизионное начальство приказало не показывать актера из «Кабачка». И вдруг к оператору подошел Леонид Брежнев и попросил: «Показывайте Державина покрупнее!»
Михаил Державин — замечательный, добрейший человек. Мы с ним играли в спектакле Театра сатиры «Бешеные деньги». А еще много выступали по концертам с «Загадочной натурой» по рассказу Чехова. Он никогда ни с кем не ссорился, не повышал голос, мог шуткой обойти все острые углы.
А какой очаровательный был Георгий Вицин, наш пан Цыпа! Он был удивительно комфортным человеком. У меня щеки от смеха болели, когда мы с ним репетировали. Он рассказывал смешные истории, анекдоты. Вицин был вегетарианцем, мяса не ел. Приходил на съемки со своей бутылкой молока. Все вокруг бушуют, кричат, а он дремлет за столиком, подперев кулачками щеки. Как только надо сниматься, встрепенется, глазки откроет и с удовольствием: «Я готов!»
— А «пани» вашего «Кабачка», наверное, сразу же стали для зрительниц законодательницами мод?
— Ольга Аросева, Наталья Селезнева, Зоя Зелинская, Виктория Лепко — все очаровательны! Костюмы надо было все время менять. Для съемок их добывали кто как мог: шили на заказ, одалживали у подруг, знакомых. Телезрительницы пристально следили за «заграничными» нарядами «пани». Например, писали пани Терезе просьбу: «Наденьте, пожалуйста, платье, которое было на вас в прошлой передаче, а то я не успела рассмотреть крой».
Популярность наших «пани» была такой, что парикмахеры завивали кудряшки под пани Катарину, швеи принимали заказы на костюм, как у пани Терезы, а шляпки пани Моники пользовались бешеной популярностью. Говорят, что именно благодаря «Кабачку» во многих квартирах появились бамбуковые занавески в дверных проемах.
Наташа Селезнева первой появилась на экранах телевидения в мини-юбке. Как-то ее подруга привезла из Франции красивый костюм и дала надеть его на съемку. За это Наташу руководство лишило гонорара. Зато сколько писем она получила потом от поклонников!
Наташа всегда была остра на язык. Помню, я купила себе шубку из козьих лапок. Иду в театр счастливая. Наташа навстречу.
— Валь, а где шубку взяла?
— В Болгарии.
— Ой, красивая. Надоест — куплю у тебя... для своей домработницы.
Она всегда была очень модной. Постоянно делала мне замечания: «Валя, блин, когда ты наконец подстрижешься? Эти дурацкие начесы уберешь?»
Как-то сижу в гримерке, готовлюсь к съемке «Кабачка», мурлычу себе под нос что-то. Наташа подходит и говорит: «Валька, смотрю на тебя и любуюсь. Ты такая красивая, такая красивая! Ну просто Зыкина!»
— А где проходили съемки «Кабачка»?
— Съемки проходили в «Останкино» и на Шаболовке. В 11 утра репетиция в театре, нас ждет автобус, который везет на телевидение, а вечером на том же автобусе мы едем на спектакль. Часто съемки шли ночью. А перед этим — долгие репетиции. Порой актеры неделями не выходили из студии. Наташа Селезнева где-то рассказывала, что она даже на диванчике там ночевала, а утром бежала на репетицию в театр. Мы учили тексты песенок, чтобы попасть в фонограмму, надо было еще и танцевать.
Первое время «Кабачок» снимали целиком, а потом, когда всех растащили по киностудиям, передачи снимали уже кусочками.
— Главной в «Кабачке «13 стульев» была, как я понимаю, пани Моника...
— Ольга Александровна Аросева была, безусловно, царицей! Помню, однажды операторы со мной репетировали сцену. Вдруг влетает Ольга Александровна и кричит на них: «Что вы занимаетесь ерундой! Займитесь мной!» А еще она ревновала меня к своему партнеру Борису Рунге. Пан Профессор, выпив, говорил о несостоявшейся любви ко мне, а ее это злило.
В редакцию «Кабачка «13 стульев» приходили мешки писем для пани Моники, они были порой смешного содержания. Ей писали зрители после каждой передачи: «Вы были в таком красивом платье, вам оно маловато, а мне будет впору... Не надоели ли вам шляпки? Их у вас так много, пришлите мне одну».
А однажды на сцену после окончания спектакля, где играла Аросева, вместо букета цветов полетела шляпка — презент для пани Моники. Ее героиню так любили, что в Театр сатиры на все спектакли ходили исключительно на Ольгу Аросеву и носили ей не только цветы, но и различные подарки. Весь театр по запаху понимал, что, если в коридоре пахнет едой, значит, почитатели ее таланта опять что-то съестное принесли. Чего только ей не тащили: от конфет и коньяка до борщей в банках и селедки! И все это большой компанией съедалось потом в гримерке.
Зрители воспринимали Аросеву не как небожительницу, а как свою родную, близкую, как соседку по лестничной площадке или женщину из соседнего двора. Она была поистине народной артисткой и обладала уникальным чувством юмора, придумывала замечательные шутки, которые уходили в народ.