Театр — это живой организм: как ты к нему относишься, так он и отвечает

Коллекция. Караван историйЗнаменитости

Ксения Таран: «Благодарна Касаткиной, Бурдонскому, Чурсиной за то, что преподали мне свои уроки!»

Беседовала Анжелика Пахомова

Фото: из архива К. Таран

«Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Касаткину своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений… Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность... Это невозможно забыть», — рассказывает Ксения Таран, актриса театра и кино.

— Ксения, порог Театра Российской армии вы перешагнули 21 год назад, расскажите, пожалуйста, о своих первых впечатлениях. Чем запомнились контакты с корифеями?

— Я приехала сюда из Перми — окончила Пермский государственный институт искусства и культуры, мастерская народного артиста Выходова. Показывалась в несколько театров, у меня было два приглашения, помимо этого. Кстати, когда я еще училась в институте, у нас часто работа шла в пермском театре, на огромной сцене. И я думала, что не хочу работать в таком большом театре, мне ближе что-то камерное. А в результате попала в Театр Российской армии с самой большой драматической сценой в Европе. (Улыбается.) Выбрала его, потому что это история. Я ценю эту историю и благодарю судьбу, что все сложилось именно так. Никогда не забуду, как мы с мамой гуляли вокруг здания, возле гигантских колонн. И она мне рассказывала: «Представляешь, здесь играют Людмила Касаткина, Лариса Голубкина, Алина Покровская, Владимир Зельдин, Нина Сазонова!» А я помнила открытки с этими актерами из киоска «Союзпечать». Я восхищалась ими, смотрела фильмы. Даже не верилось, что увижу этих легенд и буду работать с ними на одной сцене.

Ксения Таран в спектакле «Школа любви» режиссера Андрея Житинкина, 2005 год. Фото: из архива К. Таран

— Конечно, хочется сразу спросить про Владимира Михайловича Зельдина.

— С Владимиром Зельдиным я играла в спектакле «Приглашение в замок». Я еще только пришла в театр. Постановка Александра Васильевича Бурдонского, потрясающая, танцевальная, очень стильная для того времени. Видела, как Зельдин работает, как он относится к профессии, как он себя держит. Многие задавали ему вопрос: «Владимир Михайлович, как так получается, что вы в такой форме в свои годы — вы и танцуете, и поете, и энергии у вас столько?» Он отвечал: «Во-первых, это генетика, во-вторых, здоровый образ жизни. Я каждый день по несколько часов гуляю с собаками вокруг своего дома утром и вечером... И еще я не пью и не курю!»

— Удивительно для нашего актерского мира.

— Да. И вот, пожалуйста, результат. На первое место, конечно, все-таки ставил генетику. Но важно и его отношение к жизни, он же был абсолютно светлейшим человеком, помогал всем в театре. Нес себя людям, отдавал — и от этого был счастлив. Сложное чувство, не всем доступное... Первое, что я почувствовала, когда пришла в эту огромную труппу, — все актеры старшего поколения хотят поддержать молодежь, помочь. Как Людмила Ивановна Касаткина говорила: «К сожалению, со временем в людях уходит сопереживание, сочувствие. Почему многие не умеют порадоваться за других? Ну приди, поддержи, классная премьера, классный актерский состав».

— Это для актерского контингента сложнее всего.

— Конечно, прийти и сказать, причем сказать искренне. Легендарные старики Театра Российской армии всегда так делали, они не боялись этого. Этому меня научила Людмила Касаткина. И сейчас Людмила Алексеевна Чурсина, которая тоже всегда пытается помочь. Не говоря уже о Владимире Зельдине. Помню, как я пришла в нашу столовую на верхнем этаже и он стоял в очереди. Я пропустила его: «Владимир Михайлович, конечно, конечно, покупайте». И он покупает мне шоколадку и говорит: «Это тебе — шоколадка «Вдохновение»!» И стал меня расспрашивать: «Кто ты? Когда была принята в театр?» Я была так растрогана! Мы же с ним раньше не пересекались. И это ощущение, что с тобой соприкасаются эти невероятные личности и они тебя ценят, живет во мне до сих пор, согревает, помогает.

Владимир Зельдин празднует свой 90-летний юбилей на сцене Театра Российской армии, 2005 год. Фото: А. Эрштрем/архив «7 дней»

— Вы почувствовали себя в семье, в которую вас приняли доброжелательно, с заботой, поддерживали.

— Да! Корифеи пытались передать свою школу. В театре было наставничество. Считаю Людмилу Ивановну своим наставником в профессии и в жизни. Потому что, действительно, это и уроки жизни, и уроки театра, и уроки отношений... Иногда до сих пор, когда задумываюсь, как мне ответить, думаю: а как бы Людмила Ивановна на это прореагировала? Какое у них было достоинство, какая скромность, что сейчас абсолютно не воспитывается.

— И была же еще культура поведения — все здороваются, уважение к стенам театра...

— Уважение к стенам театра! Никто не опаздывает на репетиции. Все приходят минимум за два часа до спектакля. Сейчас кто приходит за два часа? За час-то еще половины состава нет... Но у меня осталось это правило — я прихожу за два часа, настраиваюсь.

Людмила Касаткина, 2004 год. Фото: М. Клюев/архив «7 дней»

— Это прямо старая школа.

— По-другому не могу. В общем, считаю главной удачей, что я попала в то время, в ту атмосферу. И неважно, в спектакле с Зельдиным ты танцуешь в небольшом эпизоде или играешь главную роль, но ты смотришь на него, как он работает на сцене, как он работает в партнерстве, как он относится к театру. И ты даже можешь чего-то не понимать, но ты в этом живешь, и ты сам по-другому не можешь. Они воспитывали нас. Не воспитывая... Очень благодарна Александру Васильевичу Бурдонскому, который тоже был сторонником той старой школы. И доверил мне роль в своем спектакле «Приглашение в замок». Помню, как меня с ним познакомили. Когда меня подвел к нему завтруппы, чем занимался режиссер? Он расправлял кулисы! Вот ему не нравилось, что они загнуты, и он сам их расправлял. Посмотрев на меня, сказал: «Хорошо. Пусть смотрит».

И потом я была занята у него во многих спектаклях. В «Серебряных колокольчиках» играла Фриду, в спектакле «Та, которую не ждут...» — Дорину. Великолепный спектакль, потрясающая драматургия, где главную роль играла Людмила Алексеевна Чурсина. Это было что-то невероятное. Бурдонский привыкал к актерам, не любил их менять... Я забеременела, готовилась к декрету, но все еще играла 14-летнего ребенка. До седьмого месяца! И только когда люди в зале начали шушукаться, почему юная героиня беременна, он меня отпустил в декрет. А когда я вернулась, взял обратно.

— Как он репетировал?

— О-о-о! Он репетировал, он разбирал, давал столько литературы, столько разных примеров! К каждой репетиции готовился, к каждому актеру относился индивидуально, с кем-то он мог работать более эмоционально, на кого-то он мог даже накричать, чтобы добиться своего. Это не было с какой-то злобой. Многие актеры обижались, но я, например, знала, что он кричит по делу. И у нас процесс творческий складывался очень хороший. Он так много давал, обязательно давал предысторию, разбирал роль досконально, разбирал весь спектакль — почему, как...

Как он относился к костюмам каждой актрисы! Вникал в любую деталь, общался с костюмерами. Со всеми общался. То он у гримеров, то в будке помрежа. Никого он не делил на «департаменты» — это «мое» дело, это «не мое». Во все вникал. У него каждый спектакль был как его ребенок. Кстати, он на каждый свой спектакль приходил.

Александр Бурдонский, 2011 год. Фото: Ю. Феклистов/архив «7 дней»

— Это тоже удивительно.

— Никакого дежурного режиссера, никакого ответственного, как сейчас у нас есть: приходил сам, и не просто где-то сидел, а смотрел спектакль, как он идет, из-за кулис или из зала. Я родила, говорю потом: «Александр Васильевич, может быть, девочку-то мне играть уже и не надо?» — «Играй, — говорит, — ты можешь ее играть, я сам тебе скажу, когда...» И я играла. Потом я снова ушла в декрет, он назначил другую артистку. Но, когда вернулась, снова стала играть я.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом» Михаил Владимиров: «Михаил Державин стал мне вторым отцом»

Мои герои в кино не всегда положительные, но зато открытые и веселые люди

Коллекция. Караван историй
Ветер с Юга дул Ветер с Юга дул

Краткая история «Унесенных ветром» в 50 пунктах

Weekend
«Девчонка из Белово точно не станет популярной» «Девчонка из Белово точно не станет популярной»

Певица Асия о вдохновении, отношениях и самооценке

OK!
«Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта» «Познавая боль: история ощущений, эмоций и опыта»

Как ученые пытались измерить боль

N+1
Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви» Елена Лядова: «Дом — не дом, если там холодно и нет любви»

Крыло горит, я на высоте, а вся группа — внизу

Караван историй
Как установить приложения на телевизор со Smart TV Как установить приложения на телевизор со Smart TV

Как правильно установить стороннюю программу на телевизор?

CHIP
«Каиссе» 50: история советской компьютерной программы, победившей в чемпионате мира по шахматам «Каиссе» 50: история советской компьютерной программы, победившей в чемпионате мира по шахматам

Почему среди игр для «тренировки» искусственного интеллекта были выбраны шахматы

ТехИнсайдер
10 отличных фильмов о мотоциклах, которые должен посмотреть каждый 10 отличных фильмов о мотоциклах, которые должен посмотреть каждый

Да-да, «Криминальное чтиво» тоже вошло, детка...

Maxim
Чудеса системы Сатурна: два безумных океана Чудеса системы Сатурна: два безумных океана

Система Сатурна – настоящее собрание диковин и чудес

Наука и техника
Я — сноб: теннисистка Надежда Петрова Я — сноб: теннисистка Надежда Петрова

Теннисистка Надежда Петрова — о ритуале пуджа на реке Ганг и запахе кофе

СНОБ
У твоих ног У твоих ног

Откуда же ждать варикоз и можно ли его предупредить?

Лиза
Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся» Виталий Алтухов: «Врачи, педагоги, инженеры — они никуда не денутся»

Виталий Алтухов о тонкостях профориентации и карьерного трека

РБК
Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям Версия для печати: скоро ли 3D-принтеры соберут человека по частям

Первые пациенты с 3D-имплантатами уже живут среди нас

Forbes
«Мы повторим Мюнхенскую резню»: как спецслужбы в Париже защищают израильских атлетов «Мы повторим Мюнхенскую резню»: как спецслужбы в Париже защищают израильских атлетов

Как спецслужбы охраняют покой спортсменов из Израиля

Forbes
«Пульс и сердце, свет в зрачки, череп, руки, ноги, разрядики тока»: отрывок из романа Дании Жанси «Путешествия Лейлы» «Пульс и сердце, свет в зрачки, череп, руки, ноги, разрядики тока»: отрывок из романа Дании Жанси «Путешествия Лейлы»

«Путешествия Лейлы» — о самоопределении, памяти и гранях «нормальности»

Правила жизни
Наш человек! Наш человек!

11 звезд Голливуда с русскими корнями

Лиза
Смерть в Тегеране: как гибель лидера ХАМАС изменит ситуацию на Ближнем Востоке Смерть в Тегеране: как гибель лидера ХАМАС изменит ситуацию на Ближнем Востоке

Ликвидация лидера движения ХАМАС едва ли изменит ситуацию в секторе Газа

Forbes
Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов Растение, творящее чудеса! Как использовали мяту на Руси, зачем ею натирали столы в Риме и еще 10 занимательных фактов

Душистая мята с давних времен имеет широкое практическое применение

ТехИнсайдер
«В начале было кофе. Лингвомифы, речевые „ошибки“ и другие поводы поломать копья в спорах о русском языке» Почему некоторые слова перестают склоняться «В начале было кофе. Лингвомифы, речевые „ошибки“ и другие поводы поломать копья в спорах о русском языке» Почему некоторые слова перестают склоняться

О том, почему некоторые слова в русском языке теряют возможность склоняться

N+1
Иди и дружи! Иди и дружи!

Как быть, если в книжках дружба есть, а в жизни ребенка – совсем наоборот?

Лиза
Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов Как аккуратно проделать дырку в ремне: 5 сподручных способов

Как быстро и аккуратно проделать новое отверстие в кожаном ремне

ТехИнсайдер
Маленькие трагедии Маленькие трагедии

Что определяет детскую моду? В первую очередь то, кем взрослые видят детей

Grazia
Как культурно выпроводить загостившуюся свекровь: 3 совета невесткам Как культурно выпроводить загостившуюся свекровь: 3 совета невесткам

Что делать, если свекровь постоянно нарушает ваши личные границы?

Psychologies
Законно ли смотреть порно в России и за что грозит уголовное наказание Законно ли смотреть порно в России и за что грозит уголовное наказание

Что такое порнография в трактовке российского права?

РБК
6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо 6 ловушек, которые мешают нам проживать свою жизнь счастливо

Почему мы позволяем стереотипам мешать нам жить?

Psychologies
Наше все: гид по пушкинским местам и другим достопримечательностям Старицы Наше все: гид по пушкинским местам и другим достопримечательностям Старицы

Как правильно открывать для себя пушкинские места в тверской глубинке?

Forbes
Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после? Избавиться от травмы: как, зачем и что будет после?

Что делать, чтобы преодолеть травму и начать двигаться вперед?

Psychologies
10 лучших фильмов Дастина Хоффмана 10 лучших фильмов Дастина Хоффмана

Лучшие картины с участием Дастина Хоффмана

Правила жизни
Модный пример Модный пример

8 стильных фильмов, которые развивают насмотренность и вкус

Лиза
Первые спутники СССР и США: почему они такие разные Первые спутники СССР и США: почему они такие разные

Чем отличались наш и зарубежный первые космические спутники?

ТехИнсайдер
Открыть в приложении