Борьба за ярлык
Калита положил начало тому процессу, который в отечественной историографии именуется «собиранием земель русских». Добивался этого Калита разными методами — как военными, так и дипломатическими. Во многом благодаря его вассальной дружбе с Ордой был сделан первый шаг к превращению небольшого города Москвы в будущую столицу мощного царства.
Четвёртый сын
У Даниила Александровича — первого удельного московского князя — не было недостатка в сыновьях: их было девять. Среди не умерших в детстве Иван Данилович был четвёртым, что оставляло ему очень мало шансов на то, чтобы самому когда-нибудь занять отцовское место. Судьба, однако, распорядилась так, что четверых старших Иван пережил.
Мы довольно мало знаем о юности Ивана и практически ничего о его детстве. Можно, однако, предположить, что человеком он был по характеру спокойным. То есть в конфликты со старшими не ввязывался, терпеливо ожидая своего часа. Нет никаких сведений о ссорах с отцом или старшим братом Юрием, хотя повод для этого точно имелся. Когда в 1303 году Даниил умер, а Юрий занял его место, младшие братья, вопреки давней традиции рода Рюриковичей, не получили собственных уделов. На управление городами они садились временно, как наместники, что, конечно же, лишало их самостоятельности.
Два старших брата Ивана — Александр и Борис — были возмущены таким нарушением своих прав и бежали к врагу Юрия — тверскому князю Михаилу Ярославичу. Тот даже пошёл войной на Москву, но неудачно.
А вот Иван брату не перечил, восставать против него не пытался, наоборот, послушно выполнял все его поручения.
Верный брат
Ещё при жизни отца Иван ребёнком успел недолго покняжить в Новгороде, что было для него первым политическим опытом.
В 1304 году он, уже по приказу брата Юрия, командовал обороной Переяславля от тверичей, полки которых возглавлял боярин Акинф, служивший Михаилу Ярославичу. Юный княжич (по разным оценкам, ему в то время было от 16 до 20 лет) не только удержал город, но и предпринял смелую вылазку, которая закончилась разгромом тверского войска и гибелью Акинфа. Этот момент — одно из первых упоминаний Ивана Даниловича в летописях. Вскоре Иван стал правой рукой брата и даже замещал его в Москве, когда московский князь надолго уезжал в Орду.
Так сложилось, что у Юрия Даниловича сыновей не было. В 1318 году в тверском плену умерла вторая жена князя Агафья (она же Кончака, родная сестра золотоордынского хана Узбека). К тому же по лествичному праву наследования московский престол должен был отойти к следующему по старшинству брату Юрия. Им и был Иван — мятежный Александр умер около 1309 года, а брат Борис, княживший в Нижнем Новгороде, — в 1320 году.
Примерно в том же 1320-м Иван впервые побывал в Орде. Там он провёл не меньше двух лет — достаточное время, чтобы установить хорошие отношения не только с самим ханом Узбеком, но и с темниками и другой ордынской знатью.