«Это ЗИЛ?!» Как советские инженеры изобретали совершенный вездеход
Все время, пока завод поставлял армии и народному хозяйству рутинные трехоски ЗИЛ, заводские конструкторы параллельно работали над машинами, по проходимости которым не было бы равных.
Про проходимость серийных армейских ЗИЛов моделей 157 и 131 до сих пор ходят легенды. Стоит сделать запрос на Youtube, и он предложит десятки роликов, в которых эти машины преодолевают такое месиво, в котором, кажется, и змея увязла бы.
Но честолюбивым инженерам все мало. Они-то знали, где слабое место их машин: необходимость повернуть в глубоком снегу или на раскисшей дороге. Двигаясь по дуге, каждое колесо вынуждено прокладывать собственную колею.
Чтобы решить эту проблему, шасси машины нужно изменить: оси раздвинуть на одинаковое расстояние друг от друга, а переднюю и заднюю сделать управляемыми.
Зверь: ЗИЛ-157Р
Несмотря на название, экспериментальная машина, созданная специальным конструкторским бюро (СКБ ЗИЛ) вобрала в себя агрегаты трех моделей: ЗИС-150, 151 и ЗИЛ-157. Передняя и задняя оси были поворачиваемыми с шарнирами равных угловых скоростей. В одном из вариантов серийные двускатные шины заменили на огромные арочные колеса. Дорожный просвет достиг серьезных 460 мм.