Английский джентльмен и главный хулиган: фильмы Гая Ричи от худшего к лучшему

Порой кажется, что нет иностранного режиссера, более почитаемого на постсоветском пространстве, чем Гай Ричи. Наш зритель смотрит фильмы британца влюбленными глазами, и неважно, очередная это криминальная комедия с Джейсоном Стейтемом или студийный блокбастер с россыпью звезд. «Правила жизни» предлагают посмотреть на фильмографию режиссера непредвзято и оценить все 14 картин, включая новейшую — военный боевик «Переводчик».
14«Унесенные» / Swept Away (2002)

«Унесенный» стал оглушительным провалом. Фильм прокляли, кажется, все: как фанаты Мадонны, так и Ричи, которому по сей день припоминают то давнее помутнение рассудка.
13«Револьвер» / Revolver (2005)

Кино начинается с четырех мудрых цитат подряд. Потом появляется усатый патлатый Джейсон Стейтем в роли откинувшегося из тюрьмы шулера и продолжает разговаривать сомнительной глубины афоризмами. Набор несвязных псевдофилософских умозаключений, которые утяжеляются режущим глаза монтажом и лихорадочным, скачущим повествованием. Даже если смотреть «Револьвер», не моргая и записывая все сюжетные ходы, в конце так и напрашивается вопрос: «А о чем, собственно, этот фильм?»
12«Операция "Фортуна": Искусство побеждать» / Operation Fortune: Ruse de Guerre (2023)

Джейсон Стейтем играет элитного мирового шпиона Орсона, которому поручают собрать команду агентов и сорвать продажу супероружия. На выходе получилась двухчасовая реклама винных напитков в форме откровенной «бэшки» с несмешными шутками, плохо поставленным экшеном и карикатурными персонажами.
11«Меч короля Артура» / King Arthur: Legend of the Sword (2017)

История молодого Артура, который узнает о своем королевском происхождении, взяв в руки Экскалибур, стала первым фэнтези для Гая Ричи. На бумаге все выглядело здорово: главный герой — простой уличный хулиган (любимый ричевский типаж в кино), решивший со своей бандой ограбить злого волшебника (буквально переиначенный сюжет «Большого куша»). Но концепт подвело исполнение. Детский рейтинг не позволил режиссеру разгуляться ни в смачных ругательствах, ни в красочном насилии (все это для Средневековья подошло бы как родное). Кино получилось нагроможденным, сумбурным, чрезвычайно темным. Клиповый монтаж испортил боевые сражения, черствый сценарий не спешил раскрывать мир фильма и хоть какого-нибудь второстепенного героя. Зато Чарли Ханнэм сказочно харизматичен в роли Артура, а саундтрек Дэниела Пембертона до сих пор звучит мощно.
10«Аладдин» / Aladdin (2019)

Любой способный режиссер в конечном счете снимает игровые ремейки для Disney. С Гаем Ричи это произошло в 2019-м — после череды кассовых провалов его назначили на пост режиссера нового «Аладдина». Возможно, аргументировали опять тем, что главный герой — разбойник с улицы, вынужденный воровать на рынке, чтобы выжить. Это, в принципе, единственное, что роднит фильм с ранним творчеством британца. Во всем остальном «Аладдин» — это типичный «диснеевский» блокбастер с кучей графики. Не самый лучший игровой ремейк в их коллекции, но и не самый худший. По крайней мере, от Жасмин в исполнении Наоми Скотт было глаз не оторвать, да и Уилл Смит в роли Джинна был неплох. В планах Гая Ричи еще два проекта для Disney: ремейк «Геркулеса» и сиквел «Аладдина».
9«Гнев человеческий» / Wrath of Man (2021)

Сразу после развеселых «Джентльменов» Ричи резко убрал улыбку со своего лица и снял брутальный, холодный и невыносимо серьезный боевик «Гнев человеческий». Джейсон Стейтем в нем играет немногословного хмурого бандита, который устраивается инкассатором ради исполнения многоступенчатого плана мести. Попытка режиссера попробовать себя в чем-то новом засчитана, хотя это «новое» — всего лишь имитация кинематографа Крейга Заллера, Майкла Манна и Джона Карпентера, чье «Нападение на 13-й участок» явно вдохновило весь третий акт «Гнева человеческого». Во многом из-за навязчивых ассоциаций с более компетентными представителями жанра данное кино ощущается вторичным. Не помогают картине ни диалоги с сальными шутками, ни дуболомный пафос, ни раздутый для такого сюжета хронометраж. Но перестрелки поставлены грамотно — с этим не поспоришь!