Бисквиты, терракоты и фаянс: как художники-керамисты добиваются успеха на рынке
В отличие от высоких искусств как, например, абстрактная живопись, керамика органично вписалась в новые медиа. Объекты из обожженной глины собирают множество лайков в соцсетях, что позволяет художникам представлять работы зрителям напрямую, минуя галереи. И потом уже, на волне медийного успеха, закреплять успех продажами на арт-рынке. В подборке Forbes Life — семь современных художников-керамистов из России, Южной Кореи, Турции и Латинской Америки, которые активно представлены в соцсетях.
Многие прикладные искусства долгое время считались маргиналией на арт-рынке — сегментом, который был представлен разве что на профильных дизайнерских салонах и в галереях, специализирующихся на интерьерном искусстве. Однако керамике в этом смысле повезло больше, чем, например, вышивке или ткачеству.
Керамика — неотъемлимая часть быта и культуры древних цивилизаций (Вестоницкая Венера и античные амфоры). Майолики Михаила Врубеля, супрематический фарфор Казимира Малевича и Николая Суетина, керамические эксперименты Пикассо — вехи истории искусства XX века. Керамика и фарфор — важные материалы в украшении фасадов и интерьеров архитектуры ар-нуво. Рынок современного искусства в этом смысле тоже не отстает и активно вбирает в себя актуальные формы керамики, от минималистичного концептуального звучания до гендерной и сексуализированной тематики.
Страхи и мифы Юн Хи Ли
Юн Хи Ли громко заявила о себе в 2013 году на Международной биеннале керамики в южнокорейской провинции Кенгидо. Художница называет себя собирательницей: она коллекционирует и воплощает в керамической форме людские страхи и тревоги, мифы и легенды, личные истории и блуждающие в культуре сюжеты. Причем зачастую литературная основа противоречит избранной визуальной традиции, рождая таким образом занятные парадоксы. Так, например, сюжет из западноевропейской письменной культуры в ее художественной практике вполне может быть воплощен с помощью традиционно восточных техник.
В инстаграме (принадлежит компании Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) художницы 239 000 подписчиков. Ее работы также продвигают галереи на страницах в социальных сетях. Успех Юн Хи Ли в медиа обеспечила бьющая в глаза визуальность: эффектный золотой орнамент, разрезающий белую поверхность, гротескные фигуры и обилие символов из разных культурных контекстов. На данный момент в среде коллекционеров особенно ценятся ее циклы «Ночь Фианны» (2017) и «Божественная комедия» (2014) — пластическая фантазия, напоминающая средневековые рельефы, а также путешествие по аду, чистилищу и раю современной культуры. Цены на ее работы в открытых источниках достигают $10 000, а минимальный порог начинается с $1 200.
Память Надежды Лихогруд
Карьера Надежды Лихогруд развивается стремительно: выставки в Берлине и Париже, персональный проект в ММоМА, где всего двумя годами ранее она училась в «Свободных мастерских», покоренные сердца коллекционеров на ярмарке Blazar, а теперь и на «взрослой» Cosmoscow. Безупречная техника исполнения, запоминающийся визуальный язык и безграничное пространство ностальгии по постсоветскому детству, к которому обращается художница, сделали свое дело. В 2021 году на ярмарке blazar работы из серии «Фотоальбом» стоили 55 000 рублей. Сегодня цена даже на миниатюры колеблется в районе 100 000 рублей.